С раннего детство Владимир Ульянов был окружен музыкой. По имеющейся информации, его мать пела, играла на фортепиано и в общем очень любила музыку.[1] Владимир тоже учился играть на рояле, но он бросил инструмент, как только он поступил в гимназию.[2] С этих пор он преимущественно сосредотачивал свое внимание сначала на учебе, затем на революционной теории и деятельности. Все меньше времени осталось для музыки. Однако по утверждениям его современников, музыка продолжала играть немаловажную роль в жизни Ленина.
Какая музыка больше всего нравилась советскому вождю?
Как поверженный большевик, Ленин естественно дорожил революционными песнями. Среди любимых песен вождя были «Вставай, поднимайся, рабочий народ», «Смело, товарищи, в ногу», «Замучен тяжелой неволей», «Привет солдатам 17-го полка», «На старом кургане в широкой степи», «Нас венчали не в церкви», «Беснуйтесь, тираны».
Отбывая ссылку в Сибири Владимир Ильич пел в компании своих товарищей местные песни наподобие «Ревела буря», «Славное море, священный Байкал», «Есть на Волге утес».[3]
Ленин осознавал потенциал музыки как инструмент воспитания людей в духе социализма. Музыка была незаменимым средством пропаганды, поскольку она могла выращивать и укреплять революционные эмоции, мысли и убеждения. Ряд популярных революционных песен к этой цели был создан по инициативе и указанию Ленина.[4] После установления советской власти руководитель большевиков также открыл новые консерватории и бесплатные музыкальные школы, и поддерживал оркестры, театры и хоры.[5]
Кроме практической пользы, музыка также доставляла Ленину силу, вдохновение и удовольствие. Один его товарищ по ссылке, П. Н. Лепешинский, свидетельствовал о горячем энтузиазме Ленина к революционной музыке: «Ильича хлебом не корми, а только подавай ему «Смело, товарищи, в ногу» или «Вихри враждебные»».[6]
Интерес советского вождя привлекали не только революционные песни, но и классическая музыка. В детстве на фортепиано он с удовольствием играл, например, Шуберта, Штрауса, Листа. Есть основания полагать, что Ленин также высоко ценил оперу. Его любимые пьесы включали «Евгений Онеги» Чайковского и «Кармен» Бизе. По словам Н. К. Крупской, Ленина чрезвычайно трогали оперы Вагнера, которые он даже изредка мог слушать до конца от волнения.[7]
Любимым классическим композитором Ленина, однако, по всей видимости, являлся Бетховен. Историки полагают, что Бетховен в особенности нравился Ленину потому, что страстный, волевой и героический пафос немецкого композитора соответствовал боевому духу лидера большевиков. Ленин сам заявил: «Ничего не знаю лучше «Аппасионата» (Бетховена – К. Ст.), готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка! Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»[8]
[1] Ю. В. Воронцов, «В. И. Ленин и музыка», (Воронеж: Издательство «Коммуна», 1970), 6.
[2] Там же.
[3] Там же, 8.
[4] Там же, 16.
[5] Там же, 19-20.
[6] Там же, 16.
[7] Там же, 14.
[8] Там же, 3.