Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Внештатные священники Голландской Ост-Индской компании

За все время своего существования, с 1602 по 1798 год, Голландская Ост-Индская компания отправила в нидерландские колонии и фактории около тысячи священников-кальвинистов.

Но одной из проблем директората компании был недостаток «кадров», этой условной тысячи за 200 лет было, мягко сказать, недостаточно. Их не хватало и в самих Семи Провинциях, да и не хотели голландские священники ехать на Восток, и уважение не то, что на благословенной родине, так как колонисты в основном были народ грубоватый, да и условия службы не те.

Жан Кальвин
Жан Кальвин

Нет, дело не в трудностях – к ним-то суровые кальвинисты были готовы, вот только подходы владельцев компании были странные, например, священников не назначали на несколько лет для ведения отдельной общины, как это было в самих Нидерландах, а бросали с места на место, что затрудняло работу тех же миссионеров. Не успевал священник-миссионер выучить один местный язык, как ему приходилось уезжать по месту другого назначения и там все начинать заново.

Проблему нехватки клириков Ост-Индская компания пыталась решить не безынтересным способом. Если ученых богословов-кальвинистов, закончивших университеты и семинарии, и получивших надлежащее образование, по объективным причинам не хватало (все-таки истории реформатских церквей было не так уж много лет по сравнению с католической), то их ряды можно было дополнить всеми желающими. Так в голландских колониях на Востоке (Индия, Малайзия, Индонезия и на других территориях влияния Нидерландов) появился институт внештатных священников, помощников рукоположенных в сан клириков, их называли терминами «навещающие больных» и «утешающие больных» - krank-bezoekers и zieken-troosters, соответственно.

Голландские корабли на рейде.
Голландские корабли на рейде.

Набирали их как из рабочих слоев голландского населения, так и из нижних военных чинов – здесь были и бывшие подмастерья, и бывшие солдаты. Никакого теологического образования подавляющие большинство из них не имело, достаточно было лишь желания служить делу церкви и относительно большей грамотности, чем у остального простонародья, при этом надо заметить, что уровень общего образования в Нидерландах был гораздо выше, чем в остальной Европе.

Впрочем, полномочия таких специалистов были существенно ограничены в сравнении с учеными богословами-кальвинистами. Проводить проповеди «с ходу» им запрещалось, так же, как и читать пастве большинство молитв – только согласно строго установленному списку. Служили внештатные священники капелланами на кораблях, учителями начальных школ, читали молитвы при больных и при необходимости помогали составить им завещание.

Недостаток образования «навещающих и утешающих больных» служил вечным поводом для придирок со стороны как местных властей, так и простонародья. Ян Питерсзоон Кун, один из самых известных и значительных губернаторов Компании называл их не иначе как «неотесанными болванами и невежами». У простых людей были свои причины для нелюбви – те же матросы считали их выскочками, происходили внештатные священники из их же среды, на кораблях фактически приравнивались к офицерам, но по мнению матросов ровно ничем не занимались, то есть привилегиями пользовались незаслуженно. И вместо «навещающие больных», моряки издевательски прозвали их «навещающими выпивку», некоторых, впрочем, вполне заслуженно.

-4

Сами священники-богословы не оказывали своим помощникам должной помощи и защиты, по всей видимости из-за ревности к своему более высокому статусу. Лишь немногим из внештатных священников удалось достичь признания в обществе, как и быть рукоположенными в сан, в основном самые способные из "утешающих больных" достигли наибольших успехов на ниве просвещения, работая в школах – на Формозе (Тайване), Цейлоне (Шри-Ланке), Малакке (части Индонезии. Исчезли эти должности вместе с самой голландской Ост0Индской компанией в самом конце XVIII века.