Страниц: 250
Оценка: 8/10
Первое издание: 2007 г.
Порой мне кажется, что романы под псевдонимом Ричарда Бахмана мне нравятся больше, чем обычные, сразу же подписанные Стивеном Кингом. Они отличаются по тональности, по количеству мистики, каждая книга приносит какую-то новую свежую идею. В предисловии к роману Кинг рассказывает, как откопал рукопись «Блейза» в старых архивах; он написал её в молодости и предполагал, что это нечто посредственное. Однако ему понравилось: мол, не шедевр, но годно.
С его оценкой я согласна полностью, а вот с отношением — не очень. Из-за того, что Бахман не пользовался такой бешеной популярностью и сразу издавался в мягкой обложке, не нужно думать, что это альтер эго хуже. Оно просто другое. И произведения — другие.
Повествование в романе строится вокруг Клайтона Блейсделла-младшего, попросту — Блейза. Когда он был маленьким, отец несколько раз сбросил его с лестницы головой вниз; о событиях прошлого свидетельствуют вмятина на лбу и умственная отсталость. Блейз вырос, поселился с другом в лачуге в глуши, зарабатывая на жизнь мошенничеством и ограблениями. Чтобы прекратить нищенское существование и зажить по-настоящему, они с другом (в основном всё же его друг Джордж) придумали украсть наследника крайне обеспеченного рода и затребовать выкуп. Однако возник один махонький такой нюанс: Джордж, их мозговой центр, умер, а Блейз не отступил от цели.
То есть история крутится вокруг того, как не самый умный Блейз пытается провернуть похищение и остаться в плюсе, слушая лишь голоса в голове. Поэтому я не вижу в романе какой-то изюминки: сама по себе история о подобном человеке скучна и не нова. Взять того же «Форреста Гампа» или «Цветы для Элджернона»: оба эти произведения поставили всё на сентиментальную составляющую и выиграли. «Блейз» же вечно чуть-чуть не дотягивает. Чтобы вызывать у нас эмпатию, писатель по ходу повествования вставляет детали из детства и юности Блейза, а также передаёт характер героя через его отношения с похищенным младенцем. Да, это всё, конечно, здорово. Но недостаточно. Не хватает.
Развитие событий же здесь отложено на второй план, смещено раскрытием героя. С самого начала ясно, чем закончится эта история, поэтому об увлекательности чтения говорить сложно. Да, читать легко и приятно — как будто у Кинга бывает иначе. Но не захватывающе.