В декабре 2019 года, один профессор из Гарварда во время интервью журналистам по поводу того, что творится на рынке в одной из Китайских провинций, сказал одну очень важную фразу:
- Мир уже никогда не будет прежним.
Все журналисты, а потом и зрители дружно поржали, мол дедушка пессимист и в целом дай дорогу молодым. Но вот прошёл 2020-й, скоро войдёт в зенит 2021-й и многие начали понимать:
-А ведь дедок был ещё оптимистом...
Это была присказка, основная идея дальше.
Итак, в целом все мастера ручной работы, ремесленники и рукодельницы могут быть чётко разделены на две большие группы. Совершенно не важно чем они занимаются, что они производят, разница между ними в другом:
как они продают свои изделия.
Первая группа мастеров постоянно участвует на всевозможных ярмарках, фестивалях, праздниках, днях города и прочих ивентах, движах и массовых мероприятиях. Как правило, организаторы выделяют торговые места для мастеров, так как это расширяет формат мероприятия, делает его более массовым, привлекает людей. И возможностью заработать мастера активно пользуются... пользовались.
Вторая группа мастеров никуда не ездит, участия в массовых мероприятиях не принимает. Свои изделия сдаёт под реализацию, либо имеет собственный магазин-мастерскую, либо торгует через интернет.
А теперь свяжем присказку и группировку в одно целое.
Несколько лет назад мы начали замечать, что мастера всё больше и больше жалуются на снижение продаж. Участие в выставках и ярмарках стало не таким прибыльным делом. Если лет 10 назад мастерица с одной только ярмарки вполне могла купить себе норковую шубу, то сейчас вполне можно улететь в минус.
Тут, конечно, свою роль сыграло падение покупательной способности людей - мы просто стали жить беднее. Плюсом мастеров стало в разы больше - выросла конкуренция. Многие пришли в этот бизнес надеясь срубить денег по лёгкому, не затрачивая усилий и штампуя откровенно халтурные изделия. Кроме того, ушёл элемент новизны - сначала изделия ручной работы были в новинку, сейчас многие "наелись" и покупают только откровенно крутые и качественные работы.
И тут в 2020-м все сели по домам, никакие ярмарки и фестивали не проводились. Те, кто давно развивал свои группы в соцсетях продолжили активно зарабатывать. Те, кто ездил по ярмаркам и фестивалям - ушли в минус.
В 2021-м будет лучше.
Признаться, я тоже так думал.
Весной многие организаторы объявили о проведении фестивалей, появился шанс вернуться к прежней "кочевой" жизни. Три дня назад Роспотребнадзор выпустил указание о нежелательности проведения массовых мероприятий. Первым, буквально за день до открытия, отменила фестиваль администрация Бажовки и Ильменки. Незадолго до этого закрылись Мир Сибири, Нашествие, Грушинский фестиваль. Спасская ярмарка ведёт запись, но будет ли она - не известно.
И к чему мы подходим?
Вывод напрашивается сам собой и большинство зарубежных мастеров его уже давно сделало: нужно сидеть дома и развивать мастерские, свои группы и интернет-сообщества. Сейчас, как никогда пошёл спрос на мастер-классы, индивидуальные экскурсии, проведение мероприятий семейного характера. Поэтому те мастера, которые озаботились созданием своего личного бренда, свой большой мастерской будут в выигрыше.