Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

ЛЮБИМОЕ КИНО: «ДЖЕКИ БРАУН» (1997 Г.)

Зрители сразу невзлюбили третий полнометражный фильм Квентина Тарантино «Джеки Браун». После «Криминального чтива» и «Бешеных псов» снять такое?! Где весь задор и галлоны бутафорской крови?! Но в то же время Тарантино снял свой самый лиричный фильм не только о любви людей друг к другу, но и о любви к деньгам, музыке и кино.

Сам же Тарантино снял фильм по любви – к тому самому кинематографу, которого уже не вернуть. Казалось бы, самому Квентину это и нужно – возвращать без конца что-то ушедшее. И это задолго до «Однажды в Голливуде», где ностальгическо-лирическая нота прослеживается столь явно, что не имеет значения, сколько будет трупов, крови и фирменных шуточек.

Удивительна способность Тарантино не только возрождать увядающие жанры кино, но и актеров, популярных в старые времена. В этом случае режиссер вывел на свет королеву блэкспотейшена Пэм Гриер. А название фильма отсылает к другому известному фильму этого жанра с той же Гриер в главной роли – «Фокси Браун». Правда, от былого задора героинь Пэм Гриер в «Джеки Браун» осталось не так много. По сюжету, Гриер играет 40-летнюю стюардессу дешевых мексиканских авиалиний, которая по совместительству подрабатывает «мулом» для перевозки денег из-за границы некоему Орделлу – торговцу оружием (его великолепно исполняет Сэмюэл Л. Джексон). Все идет вполне хорошо, пока Джеки не ловят с поличным. Не желая идти в тюрьму на долгий срок, она пытается выжить меж двух окопов – сдать Орделла полиции, но так, чтобы он сам не заподозрил лишнего, и при этом еще и прикарманить себе его деньги, работая на пару с поручителем Максом Черри, который вытащил ее под залог из тюрьмы и с которым у Джеки завязывается небольшая интрижка. Ну и какой может быть лиризм при пересказе столь криминально-закрученного сюжета?
Удивительна способность Тарантино не только возрождать увядающие жанры кино, но и актеров, популярных в старые времена. В этом случае режиссер вывел на свет королеву блэкспотейшена Пэм Гриер. А название фильма отсылает к другому известному фильму этого жанра с той же Гриер в главной роли – «Фокси Браун». Правда, от былого задора героинь Пэм Гриер в «Джеки Браун» осталось не так много. По сюжету, Гриер играет 40-летнюю стюардессу дешевых мексиканских авиалиний, которая по совместительству подрабатывает «мулом» для перевозки денег из-за границы некоему Орделлу – торговцу оружием (его великолепно исполняет Сэмюэл Л. Джексон). Все идет вполне хорошо, пока Джеки не ловят с поличным. Не желая идти в тюрьму на долгий срок, она пытается выжить меж двух окопов – сдать Орделла полиции, но так, чтобы он сам не заподозрил лишнего, и при этом еще и прикарманить себе его деньги, работая на пару с поручителем Максом Черри, который вытащил ее под залог из тюрьмы и с которым у Джеки завязывается небольшая интрижка. Ну и какой может быть лиризм при пересказе столь криминально-закрученного сюжета?
А вот какой. Тарантино не столь подвержен вытаскиванию мертвых жанров из кладбища кинематографа, сколько поет ему любовные оммажи. «Джеки Браун» – лишь собирательный образ эксплуатационного кино о жизни афроамериканцев начала 70-х годов. Точнее, все эти персонажи значительно постарели, что только и могут без особого успеха повторить те трюки, на которых сделали себе имя. Для непосвященных повторю, что такое «блэкспотейшен». Это жанр кино, появившийся в США на рубеже 1970-го года, являющийся подразделом эксплуатационного кино. Фильмы были ориентированы на чёрную городскую аудиторию, события часто разворачивались в гетто, а главными героями становились исключительно чернокожие (соответственно, роль антагонистов отводилась белым). Это явление кино появилось из-за многочисленных расовых вопросов, включая нетерпимость, в результате чего у афроамериканцев появляется своя инфраструктура, включая даже кинотеатры, которые посещать могли только «черные». Соответственно, и фильмы были сняты для них. Позже и Голливуд обращает внимание на приносящие большие деньги фильмы «о черных». Ну и конечно, помимо жестких чернокожих героев, в фильме всегда звучала дивная музыка в стиле соул и фанк.
А вот какой. Тарантино не столь подвержен вытаскиванию мертвых жанров из кладбища кинематографа, сколько поет ему любовные оммажи. «Джеки Браун» – лишь собирательный образ эксплуатационного кино о жизни афроамериканцев начала 70-х годов. Точнее, все эти персонажи значительно постарели, что только и могут без особого успеха повторить те трюки, на которых сделали себе имя. Для непосвященных повторю, что такое «блэкспотейшен». Это жанр кино, появившийся в США на рубеже 1970-го года, являющийся подразделом эксплуатационного кино. Фильмы были ориентированы на чёрную городскую аудиторию, события часто разворачивались в гетто, а главными героями становились исключительно чернокожие (соответственно, роль антагонистов отводилась белым). Это явление кино появилось из-за многочисленных расовых вопросов, включая нетерпимость, в результате чего у афроамериканцев появляется своя инфраструктура, включая даже кинотеатры, которые посещать могли только «черные». Соответственно, и фильмы были сняты для них. Позже и Голливуд обращает внимание на приносящие большие деньги фильмы «о черных». Ну и конечно, помимо жестких чернокожих героев, в фильме всегда звучала дивная музыка в стиле соул и фанк.

Кстати, о музыке. Квентин Тарантино не менее уделял этому внимание, как большой любитель составлять для своих фильмов гармоничную музыкальную структуру. И здесь звучит великолепный фанк и соул, включая даже главные темы из блэкспотейшен-фильмов. За каждым из персонажей закреплена своя особая музыкальная тема, музыка здесь льется отовсюду и пропитывает собой все. Герои с ностальгией предаются разговорам о музыке и о записях преимущественно на виниле, реже на кассетах. Все это делает не резкое действо фильма, завязанное исключительно на диалогах, столь лирично-обволакивающим, как ветер дунувший откуда-то из прошлого. Даже «кровавый» пыл Квентина здесь намеренно отсутствующий, режиссер ограничился минимальным натурализмом взамен легкости фильма. И да, помимо кино и музыки, Квентин еще и заядлый читатель: впервые и единственный раз в своей карьере фильм поставлен по мотивам книги Элмора Леонарда «Ромовый пунш». И еще любопытный факт, что по молодости Квентин был пойман за кражу книги этого автора из книжного магазина.

Впервые герои Тарантино заговорили с экрана о старости и ушедших годах. Мир «Джеки Браун» населен персонажами, разменявшими не первый десяток своей жизни и уже не способными жить так, как прежде. Макс, уставший гоняться за преступниками и желающий выйти на пенсию, и Джеки, которая желает просто спокойной жизни, без криминала и прошлого. Даже герой в исполнении монстра актерского искусства Роберта Де Ниро здесь выглядит блекло (но это всего лишь первый слой). Эти уставшие лица, с прострацией смотрящие на себя в зеркало и спрашивающие, что они, собственно говоря, здесь делают? В этом всем так сквозит некая болезненность от ушедшего времени, которое уже никак нельзя вернуть, и эта боль не только исполнителей ролей, которые когда-то были на пике популярности, но и боль режиссера, так усердно пытающегося сохранить частичку любимого кино своей молодости и ощущения времени.
Впервые герои Тарантино заговорили с экрана о старости и ушедших годах. Мир «Джеки Браун» населен персонажами, разменявшими не первый десяток своей жизни и уже не способными жить так, как прежде. Макс, уставший гоняться за преступниками и желающий выйти на пенсию, и Джеки, которая желает просто спокойной жизни, без криминала и прошлого. Даже герой в исполнении монстра актерского искусства Роберта Де Ниро здесь выглядит блекло (но это всего лишь первый слой). Эти уставшие лица, с прострацией смотрящие на себя в зеркало и спрашивающие, что они, собственно говоря, здесь делают? В этом всем так сквозит некая болезненность от ушедшего времени, которое уже никак нельзя вернуть, и эта боль не только исполнителей ролей, которые когда-то были на пике популярности, но и боль режиссера, так усердно пытающегося сохранить частичку любимого кино своей молодости и ощущения времени.

«Джеки Браун», конечно, никакое не возрождение. Времена поменялись, блэкспотейшн, в связи с нормализацией расовых вопросов, канул в неизвестность в конце 80-х (да и с приходом VHS в целом), так же, как канули вестерн с пеплумом и прочими ходовыми фильмами. С ними канула целая эпоха: веселая, жестокая, со вкусом свободы в ритмах фанка и соула. Потом пришел Тарантино, отряхнул от всего этого пыл, с ностальгией всплакнув, решил творить свое кино, слепляя свой киномир из обломков прошлого. Безусловно, негодование фанатов, даже удаляющих этот фильм из официальной фильмографии режиссера, делая вид, что его вообще и не было, оно вполне понятно, тем более, для российского зрителя, где о подобных фильмах даже и не слышали, не говоря уже о целых кинематографических явлениях. Не зря говорят, что к фильмам Тарантино нужно подходить готовым: это не просто аттракцион жестокости и диалоговых вывертов с уморительными шуточками. Это целое исследование, это ретро, это ностальгия. Тогда и «Джеки Браун» будет фильмом любимым, особенно если знать такие фильмы как «Крепкий кофеек», «Фокси Браун», «Шафт», «Пересекая 110-ю улицу» и прочие. Тогда тоже можно расплакаться и томно посмотреть на пыльное зеркало, где отражается уже постаревшее лицо.

Егор ОКУНЕВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook