Найти в Дзене
Shirin Melikova

Судьбоносный карабахский ковер

Рассказы об отдельных музейных экспонатах, их судьбе всегда волнительны. В музей попадают не только шедевры тех или иных видов искусства, но и предметы, артефакты с судьбой, которая рассказывает нам о конкретной эпохе, о конкретных людях и исторических фактах, когда тот или иной предмет сыграл свою роль и, что называется, попал в историю. Такие артефакты обычно хранят в семьях, передают из поколения в поколение и нередко они попадают в музеи, чтобы сохранить эту историю на долгие годы.

Экспозиция Азербайджанского национального музея ковра
Экспозиция Азербайджанского национального музея ковра

К нам в музей (Азербайджанский национальный музей ковра) на мероприятия, выставки, презентации новых ковров и других экспонатов очень часто приходила чудесная женщина, врач Афет ханум Сафарова. Как-то после презентации подаренного Фондом Гейдара Алиева музею карабахского ковра XVII века, Афет ханум подошла ко мне и, немного смущаясь, сказала, что хотела бы музею подарить ковер, с которым в ее семье связана очень трогательная история. Она бы очень хотела, чтобы ковер сохранился и с ним его история жила уже вне пределов одной семьи.

Сохранившийся фрагмент карабахского ковра “Мугань”, конец XIX  – начало XX века.  Основа, уток, ворс шерстяные; 135x232 см. Плотность: 24x36 кв.дм.
Сохранившийся фрагмент карабахского ковра “Мугань”, конец XIX – начало XX века. Основа, уток, ворс шерстяные; 135x232 см. Плотность: 24x36 кв.дм.

Я сразу заинтересовалась и попросила рассказать о ковре. Как оказалось, это карабахский ковер «Мугань» - интересный экземпляр знаменитой композиции, которая известна еще со средневековья – такие ковры даже изображены на полотнах европейских мастеров живописи.

Ганс Мемлинг, Натюрморт с цветами 1490дерево, маслоМузей Тиссена-Борнемисы, Мадрид (Испания)
Ганс Мемлинг, Натюрморт с цветами 1490 дерево, масло Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид (Испания)

Этот ковер сопровождал семью ее прадеда, которой пришлось бежать из родных мест во время погромов, учиненных армянами. Семья жила в селе Чуллу Зангезурского уезда, которое было полностью разрушено и разорено армянскими вооруженными бандотрядами в 1906 году.

Сефер Сеферов (1903-1978)
Сефер Сеферов (1903-1978)

Тогда, во время резни в Зангезуре 1905–1906 годов, многие азербайджанцы были вынуждены покинуть родные очаги. «Бежали сломя голову, взяв детей в охапку», - вспоминает Афят Сафарова рассказы своей бабушки. Женщина, спасая ребенка, завернула его в ковер, чтобы он не замерз в лесу, и оба чудом выжили, а ковер оказался единственной ценностью, которую взяли из зажиточного дома… Этот ковер спас жизнь прадеду Афет ханум и был самой дорогой реликвией для бабушки Афет по отцу.

Бабушка Афет ханым, Джахан ханум
Бабушка Афет ханым, Джахан ханум

После кончины бабушки Афет ханум приняла решение передать ковер в музей, чтобы мы его хранили - хранили память, хранили живое свидетельство нашей истории.

2021

Музеи
137 тыс интересуются