1941 год
Говорить о том, что с января месяца в производстве Т-34, наконец, настал перелом, можно лишь условно. Завод № 183 сдал рекордные 166 танков, однако 135 из них были сборки 1940 года. В войска отгрузили 86 машин: 2 в КТТУ, 9 в ХБТУ, 15 в ОрБТУ, 30 в 8-ю ТД и 30 в 4-ю ТД 6-го МК Западного Особого военного округа (ЗОВО). Кроме того один танк был передан заводу для опытных работ.
В январе первые 2 танка сдал СТЗ, но отгружены они не были.
В феврале в Харькове сдали 85 танков. С завода вывезли 96 Т-34. По 2 танка отправили в ХБТУ, ВАММ и ЛБТКУКС. Так же все больше машин отгружалось в боевые части: по 20 Т-34 получили 4-я, 8-я и 12-я ТД, а 5-я ТД 3-го МК Прибалтийского Особого военного округа (ПрибОВО) – 30 (к 16 июня она передала 2 танка в 132-й отдельный батальон связи 3-го МК).
СТЗ в феврале сдал уже 28 танков, хотя в большинстве своем это были машины сборки 1940 года; отгрузок, по-прежнему, не производил.
Переломным в производстве Т-34 можно считать март. Кроме увеличения темпов выпуска, завод № 183 перешел и на новую артсистему. Если до этого в танки устанавливалась исключительно пушка Л-11, то теперь машины стали выпускаться с более мощной пушкой Ф-34. За месяц сдали 17 танков с орудием Л-11 и 117 с Ф-34. Впрочем, отправка танков в войска происходила все еще по остаточному принципу: 40 отправили в 8-ю ТД, 20 в 10-ю ТД 15-го МК, 2 в 32-ю ТД 4-го МК (КОВО) и 30 в 11-ю ТД 2-го МК Одесского военного округа (ОдВО). В третьей декаде месяца начались отгрузки танков с пушкой Ф-34: 20 отправили в 5-ю и 20 в 32-ю ТД.
В марте стал «набирать обороты» и СТЗ. При плановом задании в 30 танков, были сданы 45. 4 числа в 12-ю ТД были отгружены первые 30 сталинградских Т-34. Стоит отметить, что завод продолжал выпускать танки с пушкой Л-11 до конца марта. Всего с этим орудием СТЗ выпустил 75 серийных Т-34.
В апреле в Харькове сдали уже 140 танков. Отгрузили 123. Из них 102 Т-34 отправили в 32-ю ТД, 20 в 11-ю ТД и 1 на ЛБТКУКС. Кроме того с завода вывезли 2 ремонтных танка. Один был отправлен на РБ № 6 (Брянск), второй на завод № 174 (Ленинград) для установки огнемета АТО.
СТЗ сдал в апреле 63 танка с пушкой Ф-34, хотя плановое задание составляло 55. Однако в войска все еще продолжали уходить машины с орудием Л-11: 20 отправили в 12-ю ТД, 20 в 4-ю и по 2 разделили между 29-й и 33-й ТД 11-го МК ЗОВО.
В мае следовало бы ожидать еще большего увеличения производства. Но, увы. Завод № 183 сдал только 121 танк. В то же время отгрузка с завода достигла пика: 203 штуки.
49 Т-34 получила 32-я ТД, 72 – 4-я ТД, 18 – 10-я ТД и 34 – 37-я ТД. Кроме того по 10 танков отгрузили во 2-е Саратовское и Ульяновское бронетанковые училища, 2 отправили на ЛБТКУКС и 1 – на КБТКУТС. 6 танков были отгружены в адрес КТТУ, из которых один был с пушкой Л-11. Впрочем, три машины из этой партии (с Ф-34) были переданы 19-му МК. Их получила 43-я ТД. Заводу № 92 так же передали один танк. В июле 1941 года на нем испытывался второй вариант 57-мм пушки ЗИС-4. Так же два ремонтных танка 11 мая были отправлены на РБ № 7 в Дарнице.
СТЗ, между тем, наращивал силы. В мае он сдал 70 танков при плане в 60. С завода было вывезено 82 танка: 18 убыло в 4-ю ТД и 64, включая один с пушкой Л-11, в 7-ю ТД.
Всего же к 1 июня 1941 года, то есть за год производства, заводы сдали 969 серийных танков.
Из них на долю харьковского завода № 183 приходится 761, из которых отгружено было 749 и 12 оставались не вывезенными.
СТЗ сдал 208 Т-34, отправил в войска 156, а 52 танка числились в категории «Остаток на заводе».
Выпуск танков в июне важен тем, что его следует разделить на «до» и «после» начала войны.
За первые две декады июня завод сдал 97 машин и 80 отгрузил. Остаток на заводе составлял 29 Т-34. 56 танков получила 7-я ТД и 24 – 29-я ТД ЗОВО.
СТЗ за первые 10 дней не сдал вообще ни одной машины. Только во второй декаде июня ВП приняла 14 танков. Всего же за это время завод отгрузил 58 Т-34 и 8 оставались не вывезенными. Все 58 машин отправились в 7-ю ТД ЗОВО.
Всего же за июнь завод № 183, при плане в 130 машин, сдал 170, отгрузил 147. К началу июля на предприятии оставалось еще 35 Т-34.
СТЗ, при плане 75, сдал 86 танков, отправил 90; 48 значились не вывезенными.
Так же интересен момент с 4 Т-34 из 29-й ТД. Танки были с пушками Ф-34. 21 июня они прибыли под Брест на полигон 22-й ТД, где должен был состояться показ новой техники высшему командованию ЗОВО. Там начало войны они и встретили.
В предвоенные месяцы имела место серьезная проблема с вывозом готовой продукции с завода № 183: не хватало подвижного железнодорожного состава. Если на 1 января 1941 года не вывезенными были только 7 танков, то к февралю их было уже 86, к марту - 75, к апрелю - 77, к маю - 94! И только к 1 июня 1941 года количество не отгруженных танков удалось сократить до 12.
Аналогичная картина происходила и на СТЗ. К февралю числились не вывезенными 2 танка, к марту - 30, к апрелю - 45, к маю - 64, к июню - 52.
Таким образом, к 22 июня 1941 года заводы сдали 1080 серийных Т-34, 1043 из которых отгрузили. Из них 1030 ушло в боевые части и ВУЗы.
Напоследок стоит немного остановиться на технической надежности новых танков. 10 июня 1941 года районному инженеру ГАБТУ КА на заводе № 183 военинженеру 2-го ранга тов. Козыреву была отправлена рекламация о выходе из строя танков в частях:
Согласно Статистическому сборнику № 1, на 1 июня 1941 года в войсках было совсем мало танков, находящихся в эксплуатации. Большинство из них указывалось в 1-й категории, то есть машины стояли в консервации, под пломбами. Но это не совсем так. Данные в БЧС №1 взяты из отчетов марта - апреля 1941 года. В мае, когда полигоны стали приемлемы для эксплуатации техники, началась боевая подготовка во всех родах войск. Артиллерия, пехота, авиация. Не являлись исключением и бронетанковые войска. Но неожиданно стало всплывать, что простоявшие без дела несколько месяцев Т-34, вдруг стали ломаться. На заводы посыпались жалобы, требовалось экстренное решение по исправлению создавшейся пугающей ситуации. К сожалению, на ее решение уже не оставалось времени. 22 июня грянул Гром.
Если учесть, что большинство танков было поставлено в боевые части только в последние предвоенные месяцы, то не удивительно, что квалифицированно эксплуатировать их и грамотно использовать в бою, могли крайне не многие. А в купе с посредственной технической надежностью и кучей других удручающих моментов, все это свелось к тому, что те 970 Т-34, что находились в пяти приграничных военных округах, немцев особенно и не испугали. Всерьез о качественном превосходстве Т-34 они заголосили уже в октябре 1941 года. Но это, как говорится, уже другая история.
PS: 22 июня 1941 года. 80 лет... Низкий поклон тем, кто прошел через этот огненный смерч и вечная память тем, кто в нем сгорел. Мы помним. мы гордимся!!!