Найти тему
Валерий Грачиков

После успешного завершения важного правительственного задания летчикам можно и посмеяться

Есть очень хорошая фотография двух отличных авиаторов – летчика и штурмана, летавших в годы войны на самом большом, четырехмоторном советском бомбардировщике ТБ-7 (Пе-8). Она сделана на подмосковном аэродроме Кратово: два майора - Эндель Пусэп и Александр Штепенко недавно стали Героями Советского Союза и могут немного повеселиться у самолетов.

Более известна другая фотография Пусэпа, которую после присвоения Героя опубликовали в 1942 году в «Огоньке» с рассказом о «важном правительственном задании». Но первая фотография в этой статье лично мне все-таки кажется душевнее.

-2

Задание у Пусэпа и Штепенко было на самом деле ответственным. Потому что они в мае 1942 года под носом у немцев перелетели на ТБ-7 с правительственной делегацией, возглавляемой Вячеславом Молотовым в Англию, потом слетали в США, а затем через Англию вернулись назад.

И тут надо отметить и смелость Молотова, совершившего этой перелет и рисковавшего своей жизнью точно также как и все участники перелета. И мастерство летчиков. И не менее важно отметить, что для Пусэпа и Штепенко это был уже второй перелет в Англию под носом у немцев. Потому что сначала они слетали туда с чиновниками пониже рангом: официально «для закупки английских бомбардировщиков», на самом деле – для того, чтобы проверить возможность такого перелета. Кстати, в том полете первым пилотом ТБ-7 Сергей Асямов, через несколько дней разбившийся во время полета на выставку английской техники. Асямову после успешного перелета также присвоили звание Героя Советского Союза, только посмертно.

Не обошлось без ЧП. Отказал один из моторов, немецкий ночной истребитель попытался атаковать советский бомбардировщик. Назад возвращались в отвратительную погоду, но благодаря мастерству штурмана Штепенко не потеряли курса. Но все закончилось хорошо.

Они оба до этого знаменитого полета принимали участие в вылете на Берлин 10 августа 1941 года. Том самом, после которого Михаил Водопьянов из командира дивизии стал рядовым летчиком, оставшись при этом в звании комбрига (уникальный случай – по сути, генерал всю войну воевал фактически рядовым летчиком).

-3

Оба – Пусэп и Штепенко потом совершили не один вылет на боевые задания в составе авиации дальнего действия и дожили до Победы. Получили свои заслуженные награды и почести. Пусэп в дальнейшем стал советским чиновником, занимал высокие посты в правительстве Эстонской ССР.

Когда Эстония стала свободной, то одним из ее «врагов» стал как раз Пусэп, которому на тот момент было более 80 лет. Это не помешало «свободным эстонцам» выселить его из дома, в котором он жил и переселить в квартиру в многоквартирном доме. Дом по закону о реституции вернули бывшему владельцу. Но с другой стороны тут нужно отметить, что квартиру Пусэпу купил один из «новых эстонцев», успешный бизнесмен, сколотивший состояние в той мутной каше, которая творилась в начале 90-х в странах бывшего СССР. Так что эстонцы бывают разные.

Но все это будет потом. А тогда, в 1942 году летчик и штурман улыбались фотографу в теплый летний день на подмосковном аэродроме.

-----------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм