Найти тему
История и культура Евразии

Илья Муромец: самолёт-богатырь и первый лётчик-азербайджанец

Оглавление

"Илья Муромец" был создан ещё до Первой мировой войны на Русско-Балтийском вагонном заводе. Сконструировал биплан (с двумя крыльями один над другим) авиационный отдел завода под руководством Игоря Сикорского.

И́горь Ива́нович Сико́рский (25 мая (6 июня) 1889 год[4], Киев, Российская империя — 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).
И́горь Ива́нович Сико́рский (25 мая (6 июня) 1889 год[4], Киев, Российская империя — 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) — русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).

До войны "Илья Муромец" разрабатывался именно как пассажирский самолёт.

По идее Сикорского он разрабатывался как четырёхмоторный самолёт, чтобы в случае выходы из строя одного мотора остальные могли бы заменить его.

Первую машину построили уже в октябре 1913 года. Во время испытательных полётов она смогла поднять 16 человек и собаку, общим весом 1290 кг.

-2

С началом войны в наличии было 4 самолёта "Илья Муромец". Все они были отданы в войска.

  • 10 (23) декабря 1914 года утверждено императором постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» (Эскадра воздушных кораблей, ЭВК), ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. Её начальником стал М. В. Шидловский. Находилось Управление эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» при штабе Верховного главнокомандующего в Ставке Верховного главнокомандующего. Подготовка личного состава, организация сборочных мастерских и аэродромной службы позволили развернуть боевую работу только в начале 1915 года. Эскадра в это время базировалась на аэродроме у деревни Старая Яблонна в полосе действий 1-й армии Северо-Западного фронта. Первый раз на боевое задание самолёт эскадры вылетел 15 (27) февраля 1915 - Википедия

Эскадра была бомбардировочной и каждый "Илья Муромец" мог нести до 500 кг. бомб. На них стояло по 8 пулемётов и они были практически неуязвимы для вражеских истребителей. Также они использовались для разведки и на них размещались бортовые фотоаппараты.

Для пополнения эскадры было выпущено около 30 самолётов "Илья Муромец". Все они участвовали в бомбардировании вражеских позиций, складов, штабов и железнодорожных станций.

Самолёт постоянно совершенствовался и проблемой было только отсутствие хороших моторов для замены. Раньше на них были немецкие моторы "Аргус", но с началом войны по известным причинам поставки этих моторов прекратились.

-3
  1. Первой боевой потерей стал самолёт штабс-капитана Озерского, воздушный корабль которого разбился из-за огня зенитной артиллерии 2 ноября 1915 года.
  2. 13.04.1916 под обстрел попал самолёт поручика Констенчика, корабль которого дотянул до аэродрома, но восстановлению не подлежал.
  3. 12 сентября 1916 во время налёта на штаб немецкой пехотной дивизии у станции Боруны (в Белоруссии) был сбит самолёт поручика Дмитрия Макшеева (27 боевых вылетов). При этом "Илья Муромец" вел бой одновременно с четырьмя немецкими истребителями. Погибших лётчиков немцы похоронили с воинскими почестями. В экипаже погибшего самолёта был и первый-лётчик азербайджанец Фаррух Ага Гаибов.
Фаррух-Ага Мамедкерим-Ага-оглы Гаибов (азерб. Fərrux ağa Məmmədkərim ağa oğlu Qayıbov; 2 октября 1891 — 12 сентября 1916) — российский лётчик азербайджанского происхождения
Фаррух-Ага Мамедкерим-Ага-оглы Гаибов (азерб. Fərrux ağa Məmmədkərim ağa oğlu Qayıbov; 2 октября 1891 — 12 сентября 1916) — российский лётчик азербайджанского происхождения

Что отмечено самими лётчиками "Илья Муромцев" эти самолёты были очень надёжными и даже в случае если глохли три мотора (из-за поломок или повреждений) они долетали до аэродрома на одном.

В общем, "Ильи Муромцы" показали себя очень хорошими самолётами:

  • Полёты эти показали крупное преимущество аппаратов "Илья Муромец" по сравнению с аппаратами других схем. Большая грузоподъемность, удобство наблюдения, возможность взять большую высоту (на последних полётах 3200 метров), большой радиус полёта, вооружение аппарата и большая меткость попадания бомбами, — всё это составляет чрезвычайно крупное преимущество по сравнению с аппаратами обыкновенного типа... Большое значение имеет также достоверность результатов разведки, так как каждое наблюдение может свободно фотографироваться - П.Д. Дузь. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914г.- октябрь 1917г.)

Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться, новые материалы выходят каждый день!

💥Все статьи канала "История и культура Евразии" за 2019 год