Вчера был День Святой Троицы, который также именуют днём рождения Церкви.
Церковь – важное для Нового Завета понятие, это слово упоминается в Евангелии больше ста раз, а значит, оно не может быть чем-то случайным.
И тем не менее богословы до сих пор спорят, что же это такое и как опознать Церковь.
Говорят про Таинства, про апостольское преемство, про единство в вере и практике, про общие представления о том, что хорошо и что плохо и это всё, несомненно, вещи очень существенные.
Но даже всё вместе это не создаёт Церковь.
Всё-таки наш общий день рождения не зря совпадает с днём Святой Троицы, когда Бог явил Свою сложность, когда людям открылась истина столько запутанная, что веками потом приходили к каким-то более или менее чётким словам для её описания.
Троица – странное послание о том, что Бог – не застывший в ледяной вечности отрешённый и одинокий Субъект, а некое Единство. Единство столь тесное, что разделение невозможно – но и каждая часть этого Единства остаётся сама собой, не исчезая и не растворяясь.
Так в любящих семьях люди легко могут договаривать фразы друг за другом.
Если Бог есть Любовь, то Троица – высшая её форма. И Троица тогда – идеал, образец, жизнь-как-она-должна-быть.
Как пишут в учебниках по богословию: неслиянно, нераздельно, неразлучно.
И так должно быть в Церкви. Потому что всё остальное – согласие с богословскими формулами и правилами, Таинства и богослужения, преемство священства от апостолов – без Любви лишено смысла.
Господь Сам это сказал вполне однозначно: Его ученики опознаются по любви между собой, а не как-то иначе.
Любовь «как в Троице» недоступна нам – живущим во времени и ограниченным плотью. Но у нас есть заповеди о том, как она выглядит в нашем мире. Там, где невозможна Любовь, остаётся служение. Забота друг о друге, внимание, поддержка, участие.
И мы знаем, в чём наше служение вам. Команда фонда Предание выбрала для себя трудную и ненадёжную жизнь ради служения. Каждый из нас мог бы жить совсем иначе, и, наверное, успешнее, богаче, проще.
Маша Телепнёва когда-то руководила отделом в большой страховой компании и могла бы спокойно делать высокооплачиваемую корпоративную карьеру. Миша Рогава отлично бы устроился работать в любой банк – он неправдоподобно аккуратен и исполнителен. Максим Клейменов способен переводить информацию с общечеловеческого языка на птичью речь программистов и обратно – и он был бы очень к месту в любой IT-компании, где и зарплаты выше, и перспективы куда больше. Ира Салаватова и Наталья Юрченко могли бы вместо подопечных фонда рассказывать в социальных сетях и рассылках про модные бренды и сезонные скидки на телевизоры.
Но эти люди выбрали путь служения тем, кому некуда больше пойти.
И путь служения вам. Вот они, наши дары – медиатека, где есть всё на свете, от высокоумных богословов до детских сказок. Блог, где мы, как умеем, рассказываем, как можно выжить и остаться христианином в современном жутковатом мире сплошной тревоги и вечной усталости. Вот наши лекции и аудиокниги, которые мы приносим людям и отдаём бесплатно.
Служение отдаётся просто так, потому что так надо. Мы можем просить ответного дара, но это – не продажа, потому что даже если этого дара не будет, мы не заберём свой.
Так поступал Господь, и так она научил нас.
Но просить мы можем. Потому что Бог тоже просит людей о помощи, но не забирает свои дары, и Его солнце светит на грешника и праведника одинаково.
И вот наша просьба – сегодня, в день Церкви.
Это просьба о том, чтобы сегодня свершилось ваше служение. Чтобы вы помогли тем, кто доверился нам. Людям с первой страницы фонда, детям и взрослым. Коля Макаров и Максим Дука, которым надо восстановиться после травм. Два Ромы – Тайкешев и Бартошкин, чьи тела испорчены церебральным параличом. Мерхуза, которую медленно съедает саркома. Семья Малей из девяти человек, которым почти негде жить.
Иногда, глядя на этот мир, я боюсь. В нём слишком много боли, слишком много разделений, войны, горя, страдания и просто свинства.
Разве Христос воскрес, чтобы было так?
И вот, сейчас, если есть возможность, если есть силы и средства – можно сделать иначе. Можно сделать, как должно быть в Церкви. Достаточно просто принести дар.