День Святой Троицы (он же Пятидесятница, он же Духов День). Почему у одного праздника три названия? И что он означает, в чем его смысл? Рассказывает Сергей Худиев
Исторически день Пятидесятницы имеет глубокие Ветхозаветные корни — в этот день Иудеи отмечали Празник Дарования Торы, то есть богооткровенного учения, отразившегося в Священом Писании Ветхого Завета. На пятидесятый день после Исхода из Египта (отсюда название «пятидесятница») евреи получают от Бога Закон и устанавливают Завет, особые отношения доверия и послушания с Богом.
Пророк Иеремия возвещает Новый Завет, который будет знаменовать уже не дарование внешнего Закона, но духовное преображение самих людей — «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:31-34)
Именно это пророчество и исполняется в день Пятидесятницы, когда Святой Дух почивает на Богоматери и Апостолах. Поскольку речь идет о деяниях Святого Духа, то в продолжении праздника Пятидесятницы на следующий день отмечается «Духов День». События Ветхого Завета служат здесь прообразом событий Нового — как Моисей выводит народ Божий из Египта, из «дома рабства», так и Христос выводит верующих из рабства греха; как через пятьдесят дней после Исхода даруется Закон, так через пятьдесят дней после Пасхи Христовой даруется Святой Дух, наставляющий нас на всякую истину.
Другое название праздника — Троицын день, поскольку он указывает на спасительные деяния всей Святой Троицы — Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства греха и смерти, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви.
Смысл праздника
Пятидесятница меняет все — и, в частности, меняет наше представление о том, что такое сила. В мире сем сила — это способность навязывать свою волю. У мускулистых амбалов есть сила в руках. У государей есть вооруженные силы. У императора в Риме есть сила — многочисленные, дисциплинированные, закалённые в боях легионы, готовые заставить кого угодно покориться его воле. В современных развлекательных фильмах у супергероев есть сила — днём они незаметные клерки, а ночью проявляют свои сверхспособности, чтобы убивать орды злодеев и вызволять из беды красоток.
Люди мечтают о силе и стараются её приобрести — хлипкий школьник хочет накачать мускулы и нагнать страха на своих обидчиков, государства создают мощные армии, а там, где государства приходят в упадок — люди немедленно начинают создавать какие-нибудь племенные ополчения и частные армии — чтобы быть в состоянии принуждать и запугивать, и чтобы их самих никто не мог принудить и запугать. Людям кажется, что хорошо быть сильным и никого не бояться — хотя очень часто именно сила превращается в источник страха. Спартанцы были милитаристким обществом, поклонявшимся силе — им просто приходилось быть такими из страха, что их рабы, илоты, поднимут восстание. Средневековые замки, грозно возвышающиеся над местностью, знаки силы (они и строились, чтобы её показать), но в то же время — и знаки страха, что крепостные восстанут, а соседний правитель явится, чтобы отобрать земли.
И вот в день Пятидесятницы Апостолы получают силу, которую в мире сем вообще не назвали бы силой. «Апостолы? А сколько у них легионов?» — мог бы поинтересоваться римский император. И в самом деле, никаких легионов, никаких мускулистых рук, привычных к убийству, никакого лязгающего железа. Никаких сверхспособностей, которые позволяли бы убивать неприятелей на расстоянии, или проникать невидимыми в покои чужих государей, или ещё как-то чинить насилие своим врагам, чтобы вынудить их покориться своей воле.
Когда совершается явление этой силы, некоторые отнюдь не выказывают почтения — «А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян.2:13)
Попробовали бы они посмеяться над императором! Да что там, над прокуратором... Да хоть над последним римским легионером — они бы тут же убедились, в чьей руке сила... Как говорится у поэта, «все куплю — сказало злато, все возьму — сказал булат».
Но в день Пятидесятницы в мир вторгается сила, по сравнению с которой император со всеми его легионами — пустое место. «Менее ничтожества и пустоты», как сказал Пророк. Всемогущий Бог Святой Дух нисходит к людям, чтобы жить среди них и в них — в Церкви. И Его цель не в том, чтобы биться с кем-либо за власть — Он и так Владыка всего. Его цель — спасти падший человеческий род. Супергерои являются к злодеям, чтобы уничтожить их — Святой Дух приходит, чтобы спасти их и исцелить.
Святой Дух приводит людей к покаянию и вере в Господа Иисуса; он делает это, давая уста и премудрость проповедникам Евангелия, мужество — мученикам, и всем христианам — то преображение жизни, которое служит свидетельством миру.
Это — могущественное вторжение из иного мира, из грядущего небесного Иерусалима, который уже присутствует в мире в лице святых Божиих. Там, вне Церкви, вне Пятидесятницы, ничего не меняется — копья сменяются мушкетами, мушкеты — винтовками, винтовки — автоматами, но мир продолжает метаться по тому же кругу страха и насилия. Пятидесятница разрывает это круг, передовые отряды Царства Божия входят в мир, неся жизнь, а не смерть, и жизнь, построенную на совсем других основаниях. Сила Божия захватывает слабых, испуганных и, по мирским меркам, немощных людей, у которых нет ни злата, ни булата, и делает их свидетелями победы Христа над всем этим миром.
Оказывается, подлинно, реально — только царство любви Божией, любви, которая «излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5), а мир сей обречен исчезнуть, со всей своей призрачной славой и силой. Император умрёт, и все его легионы, потом погибнет и сама империя, и её сменят другие, которые тоже изчезнут в свою очередь. А святые Божии пребудут вечно — и своими глазами увидят, как весь этот мир придёт к завершению, Замысел осуществится, мёртвые воскреснут и войдут в радость вечную.
Более того, мир уже приходит к завершению — в лице Церкви Царство уже здесь, Христос уже воцарился, Он уже послал вестников, чтобы собрать Его избранных.
Мы оказывается в двух параллельных реальностях — в мире сем, который уходит, и в Царстве, которое наступает. Святые — это подданные Царства, уже живущие среди нас. А мы колеблется между тем и другим; мир сей с его страхом и насилием продолжает заявлять на нас свои права; и иногда мы поддаёмся. Но Пятидесятница со всей несомненностью открывает нам другое Царство — в которое нельзя взять очень многое из этого мира, и нам предстоит разжать руки и отпустить наши страхи, нашу враждебность, наши претензии на правоту, наши надежды на силу мира сего — потому что втащить все это в Царство не получится.
Как сказал английский драматург, современник Шекспира, Кристофер Марло, «все, что не станет раем — станет адом» и нам лучше оставить все то, что нельзя взять с собой в рай. У нас нет на это сил? Но нам именно об этом и сказано — «вы примете силу».
12 вопросов о Пятидесятнице
1. Почему Пятидесятницу иногда называют Днем Рождения Церкви?
Церковь — это не просто собрание верных, а Тело, организм, в котором струится жизнь Христова. И этот организм созидается Святым Духом, как пишет апостол, Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12:12–13).
2. Можно ли тогда говорить — как иногда говорят — о Ветхозаветной Церкви?
Разумеется, ведь само слово «Церковь» значит «собрание призванных», и ветхозаветный народ Божий таким собранием был. Но Пятидесятница знаменует принципиально новый этап в истории спасения и созидание Церкви именно как Тела Христова прямым действием Святого Духа.
3. Кто такой Святой Дух? Это сила или Личность?
Священное Писание ясно говорит о Святом Духе как о Личности: например, Он прямо говорит о Себе «Я»: когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2); проявляет волю: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян 15:28); его возможно оскорбить нашими грехами: И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф 4:30); Ему возможно солгать, причем солгать Ему — значит солгать Богу (Деян 5:4).
4. Почему Святой Дух не мог быть дарован до смерти и Воскресения Христа?
Во-первых, потому что наш грех разделял нас с Богом — и должен был быть искуплен. Во-вторых, потому что Святой Дух затем и дается, чтобы приобщить нас ко Христу, Распятому и Воскресшему. Мы созданы Богом для того, чтобы познать Его и возрадоваться Ему во веки, чтобы быть вечной, бесконечно счастливой семьей, глава которой — Бог. Мы отпали от своего предназначения в грех, и поэтому мы нуждаемся в спасении. Грех имеет две стороны — вину и порчу. Мы виновны перед Святым Богом, мы совершили (и продолжаем совершать) грехи и беззакония — то, что отвратительно в Его очах, то, что перед судом Правды Божией подлежит осуждению. Как говорит пророк, беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду (Ис 59:2-3).
Но, хуже того, мы испорчены — глубокое повреждение самой нашей природы, вызванное грехом, подталкивает нас к новым и новым грехам, и делает нас неспособными, да и нежелающими исправить свою жизнь. Это можно сравнить с положением наркомана: он виновен, поскольку разрушает свою жизнь и жизни своих близких, ворует, продает наркотики другим, и совершает другие преступления, чтобы удовлетворить свою болезненную страсть к одурманивающему яду. В то же время он испорчен: болезнь (которая явилась результатом его собственного порочного выбора) глубоко разъела его тело и душу, и он не может сам оставить свой пагубный образ жизни. Он нуждается в помощи, но не может ее получить, поскольку вынужден скрываться, опасаясь заслуженной кары за свои преступления.
Так и все мы, бедные грешники, нуждаемся в помощи Божией для того, чтобы исправить нашу жизнь, но не можем войти в общение с Богом из-за осуждения, тяготеющего на нас из-за наших грехов. Из этого безвыходного положения, в которое мы сами себя загнали, Бог спасает нас через Иисуса Христа. Безгрешный Сын Божий умирает за наши грехи, «Праведник за неправедных». Как говорит Он сам (и Церковь повторяет это за каждой Литургией), сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:28). Приходя к Нему с покаянием и верой, мы полностью освобождаемся от осуждения за наши грехи — потому что Он есть Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29).
Получив прощение и примирившись с Богом, мы обретаем все необходимое для исправления нашей жизни. Как пишет святитель Филарет, митрополит Московский, в «Пространном катехизисе», «бесконечной цены и достоинства добровольные страдания за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть — есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также безмерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью».
Но есть и другая причина: Святой Дух дается именно затем, чтобы привести нас ко Христу, приобщить нас новой жизни во Христе, помогать нам пребывать во Христе. Все, что делает Святой Дух, сосредоточено на Иисусе Христе. Как говорит Сам Господь, Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. ...Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 14:26; 15:26).
5. Во всех ли христианах пребывает Святой Дух, или только в святых?
Во всех; никто не может быть христианином без помощи Святого Духа: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8:9). Святые дают Святому Духу больше возможности действовать — и в них он проявляет Себя явным и часто очевидным для всех образом, но любой человек, в том числе и совсем не святой, становится христианином только по особому действию Святого Духа. Наша вера — это не просто человеческое убеждение, это сверхъестественный дар Бога. Мы не могли бы ни признать в Иисусе Спасителя, ни переменить нашу жизнь, ни даже захотеть этого без помощи Святого Духа.
6. Может ли Святой Дух действовать вне Церкви?
До определенных пределов, да — Бог действует в нашей жизни еще до того, как мы присоединимся к Церкви, это то, что иногда называют «призывающей благодатью». Но если мы отзываемся на эту благодать, то она приводит нас в Церковь. В самом деле, Святой Дух обличает мир в неверии в Господа Иисуса, прославляет Его, напоминает нам то, что сказал Он, а сказал Он, в частности, Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Поэтому, хотя Святой Дух и может действовать вне Церкви, Он всегда ведет нас в Церковь.
7. Что является признаком истинной Церкви? Вот собрались люди, помолились, и Дух, дышащий где хочет, сошел на них. Они проповедуют и даже имеют (по их словам) знамения и чудеса. Как понять, где истинная Церковь?
Один из признаков истинной Церкви — преемство веры. Церковь основана Господом Иисусом Христом — не в XVI, не в XIX, не в ХХ, а в I веке, и с тех пор она существует непрерывно, по Его обетованию: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф 28:20). Это значит, что в любом веке — в I, II, III, IV, V .....XXI — мы можем найти одну и ту же Церковь, которая исповедует одну и ту же веру и совершает одну и ту же Евхаристию. Каждый православный епископ и священник связан с апостолами через непрерывную цепочку рукоположений. Мы не можем (и никто не может) «переосновать» Церковь заново, мы можем только присоединиться к той, которая основана Христом на Его апостолах.
8. Если Святой Дух подается через рукоположение, не получается ли так, что Его можно «поставить перед фактом», «вынудить» сойти на человека, совершив правильные ритуалы?
Дело обстоит ровно наоборот: это Святой Дух устанавливает, каким именно образом Он созидает Церковь и кого выбирает для этого. Со времен апостольских особый дар Святого Духа для пастырского служения и совершения Таинств передавался именно через рукоположение. Например, апостолы, рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян 14:23), а апостол Павел увещевает Тимофея возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим 1:6).
9. А что если священник (или епископ) — явно недостойный человек? Действует ли через него Святой Дух?
Да. Точно так же, как недостойный посланник, который передает вам грамоту от Царя, никак не уничтожает ни ее содержания, ни ее действенности. Бог никогда не лишит искреннего верующего благодати за грехи других людей, в том числе епископов или священников. Человек, который с верой, благоговением и страхом Божиим приступает к Чаше, получает Причастие, даже если чашу держит недостойный священник. Если он исповедуется в грехе и принимает разрешительную молитву, то он прощен Богом независимо от личных качеств священника.
10. Могут ли люди, в которых пребывает Святой Дух, грешить или ошибаться?
Святой Дух не наделяет отдельного христианина безошибочностью; то наставление на всякую истину, о котором говорит Евангелие, носит мягкий, можно сказать, деликатный характер — Святой Дух не диктует, а только направляет разум и волю верующего. Это не уничтожает его свободной воли, а значит, возможности ошибаться. Безошибочностью обладает не отдельный христианин, а только Церковь в целом, когда она выражает свое учение на Вселенских Соборах.
Что касается греха, то надо уточнить, о каком именно грехе идет речь. Упорное и сознательное противление воле Божией, наглое и намеренное нарушение Его заповедей отторгает человека (впредь до покаяния) от общения со Святым Духом. Однако и те, в ком пребывает Святой Дух, могут совершать грехи по немощи или неведению.
11. Знаком сошествия Святого Духа на апостолов было то, что они начали говорить на многих языках. Почему этого явления больше нет в Православной Церкви?
Потому что это было однократное знамение, которое соответствовало другому событию — смешению языков. В повествовании о Вавилонской башне (Быт 11) говорится о том, как люди в своей гордыне решили возвести башню до неба и Господь смешал там язык их, так чтобы один не понимал речи другого (Быт 11:7). Смысл этого рассказа в том, что мятеж против Бога приводит к утрате единства человеческого рода, люди разделяются на разные племена и народы, которые не понимают друг друга. Весь Ветхий Завет существовало жесткое разделение на Израиль — народ, знавший и чтивший Единого Истинного Бога, — и язычников — всех остальных, косневших в почитании идолов. Бывает, впрочем, что и люди, говорящие на одном языке, не могут друг друга понять, между ними лежат классовые и сословные пропасти... И вот в День Пятидесятницы Бог Святой Дух приходит, чтобы исцелить все мыслимые между людьми разделения, и воздвигнуть одну Церковь, где будут собраны люди из всех народов и социальных слоев. Как об этом говорит святой апостол Павел, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:11).
12. В каких знамениях проявляет Себя Святой Дух в жизни православного христианина?
Священное Писание указывает на то, что дары Духа носят, прежде всего, вероисповедный и нравственный характер. Святой Дух обличает нас в грехе, чтобы мы могли покаяться в нем и оставить его; как говорили святые отцы, тот, кто сподобился видеть свои грехи, совершеннее того, кто сподобился видеть ангелов. Святой Дух внушает христианину твердую веру в Господа нашего Иисуса Христа, согласную со свидетельством апостолов. Святой Дух дает твердую надежду на то, что во Христе верующие приняты и прощены Богом, как говорит апостол, Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим 8:15–16). Святой Дух созидает в членах Церкви нравственные плоды, которые перечисляет апостол Павел в другом послании: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22-23). Хотя Бог может давать Своим святым совершать и чудеса, и знамения, добиваться их не следует. Самое важное знамение присутствия Святого Духа в жизни человека — это искреннее покаяние в грехах, настоящая свобода, правая вера и праведная жизнь, дающая полноту смыла и содержания, внутреннего удовлетворения и истинного счастья.
© Журнал "Фома"