Найти в Дзене
Андрей Останин

Что делать с сотрудниками на удаленке? Инструкция для работодателя

Оглавление

Еще год назад удаленная работа была скорее исключением, если говорить не о фрилансерах, а о штатных сотрудниках. Большинству в голову приходила картинка крутого IT-специалиста, сидящего с ноутбуком на пляже Бали. Сейчас же ситуация поменялась.

Согласно исследованию, проведенному сервисом «Работа.ру», с начала 2021 года 14% россиян осталось на дистанционной работе после смягчения карантинных мер. Но как работодателю взаимодействовать с такими сотрудниками вызывает много вопросом.

Первый аспект: как перевести сотрудников на онлайн и формально закрепить такой вид трудовой деятельности.

С 1 января 2021 года вступает в силу закон о регулировании работы на удаленке (ФЗ от 08.12.2020 N 407-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях”)

Главное, что сделано в законе – это закреплено определение понятия «дистанционная (удаленная) работа».

Предусмотрено 3 варианта дистанционного выполнения работником трудовых функций:

  • на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора);
  • временно (до 6 месяцев);
  • периодически при условии чередования удаленки и работы в офисе

*Режим удаленной работы нужно указать в трудовом договоре или допсоглашении.

Чтобы перевести сотрудника на один из видов удаленной работы, необходимо:

-2
  1. Создать как для работодателя, так и для сотрудника усиленную электронную подпись (для работодателя только квалифицированную);
  2. Заключить трудовой договор или подписать допсоглашение в бумажном или электронном виде;
  3. Предоставить работнику необходимое оборудование, программные и технические средства. Сотрудник может использовать свою технику, но работодатель в этом случае возмещает расходы (свет, провайдера). Порядок компенсации, суммы и сроки оплаты прописывают в ЛНА.
  4. Для всех должностей прописать перечень задач и необходимые ресурсы для выполнения;
  5. Отметить те задачи, которые невозможно выполнять дистанционно, и придумать альтернативы, при которых конечный результат не пострадает;
  6. Если для выполнения работы требуются удаленные доступы для сотрудников и т. д., подать заявки в соответствующие отделы;
  7. Если функция пока не переведена в онлайн-формат, но это возможно – организовать;
  8. Организовать место для хранения информации и обмена ею;
  9. Провести общее собрание сотрудников.

Второй аспект: как технически наладить дистанционную работу и преодолеть коммуникационные трудности.

Работодатель хочет, чтобы эффективность работы команды на удаленке оставалась на прежнем – «офисном» – уровне. Но при соблюдении определенных правил, можно сделать так, что она даже вырастет. А также удается поддерживать баланс в коммуникациях с сотрудниками таким образом, что ни у кого нет дефицита информации и есть понимание, где что хранится и как к этому получить доступ.

-3

1. Какие каналы связи использовать для коммуникаций:

  • почта может быть корпоративной или вновь созданной на других почтовых ресурсах;
  • мессенджер должен быть единым. Создайте общую группу.

2. Определить правила взаимодействия:

  • какое время ответа на сообщение считается приемлемым в почте, а какое – в мессенджере;
  • до которого часа отправлять рабочие сообщения;
  • как сообщаем о критичных проблемах / важных вопросах.

3. Выделить зоны ответственности

4. Выбрать инструменты контроля процесса:

  • фиксация общих встреч в календаре; фиксация движений по проектам в Trello или других планировщиках;
  • установить время и регулярность планерок.

5. Оговорить правила работы из дома:

  • старт и окончание рабочего дня;
  • дресс-код (для zoom-встреч);
  • перерывы на обед;
  • собрания с видео и звуком;
  • аватарки в мессенджерах;
  • рабочее время только для работы.

Итак, чек-лист успешности команды в новых реалиях:

1. Организация работы команды на старте:
1. Организация работы команды на старте:
  • сотрудники знают свой функционал в рамках удаленной
    работы;
  • у сотрудников есть возможность выполнять обязанности
    удаленно;
  • созданы договоренности по каналам коммуникаций и
    правилам взаимодействия.

2. Организация работ в процессе (цикл управления адаптирован
под дистанционный формат):

  • планировать так, чтобы все были в курсе общих планов;
  • ставить задачи так, чтобы они были понятны даже
    дистанционно;
  • быть в едином инфополе (по движению к цели / статусам задач / нагрузке сотрудников);
  • контролировать так, чтобы сохранилось доверие;
  • корректировать так, чтобы побуждать к изменениям;
  • сохранять целостность команды вокруг себя как лидера;
  • обучать сотрудников актуальным и полезным для них навыкам.

3. Наличие видения и стратегии компании с планом действия для его выполнения:

  • анализ внешних и внутренних факторов;
  • формирование видения будущего компании;
  • формирование стратегических целей;
  • создание плана действия по достижению стратегических целей;
  • поддержка в реализации этого плана.