Найти тему
Наталья Баева

"Школьные годы чудесные"?! - 2

Удивительно разными оказались воспоминания читателей о собственных школьных годах. От "школа дала всё" - и до "Всё, что знаю - вопреки школе". От "зачем то, что не пригодится" - до "наши святые учителя могли достучаться до каждого". И не сомневаешься - всё правда...

Пускин Д.И.
Пускин Д.И.

Притча советских времён:
Наш театр Драмы гастролирует в Японии. На спектакль "Дядя Ваня" по Чехову пришли старшеклассники во главе с директором школы. Ребята воспитанные, хлопают вовремя, но явно думают о своём.
После спектакля режиссёр спросил директора - зачем? Ну зачем школьникам - японцам эти метания русского барина? И директор ответил:
- Я видел, что ДВОИМ понятно и интересно. Значит, цель достигнута

Это - школа страны, которая желает быть великой. Но ведь и у нас был принцип давать максимум, не смущаясь тем, что этот максимум доступен единицам.
Когда надо создать видимость деятельности - замышляют очередную реформу школы. Теперь, похоже, нащупывают минимум!
Решили подойти к делу основательно, и опросили публику старше 18: "Какие предметы в школе бесполезны"?

60% ответили, что бесполезных нет.
А рейтинг такой: самым полезным признали математику, далее - русский и история. Немного уступает им литература, потом - физика.
В "бесполезности" соревнуются обществознание, рисование и химия.

Перов. Учитель рисования.
Перов. Учитель рисования.

Сторонники отмены оценок (страшного травмирующего фактора!) уверяют, что их требовал отменить ещё Джанни Родари.
Даже если это правда - учеников Родари могло травмировать очень многое. Война, например. А беспросветная бедность - это уже казалось обыденностью.
Но главное - образование тогда ещё считалось привилегией, чуть не счастливым лотерейным билетом. Если иной не понимал, что учёба - это будущие возможности, так ему это могли объяснить и одноклассники.

В греческой притче учитель уподоблен щедрому источнику: льёт и льёт драгоценную влагу.
А ученик? При том, что школа была привилегией СВОБОДНЫХ?
При всём желании - не так уж много может он почерпнуть своей чашечкой:

Рисунок мой. Наивные греки и представить себе не могли ученика, закидывающего источник грязью!
Рисунок мой. Наивные греки и представить себе не могли ученика, закидывающего источник грязью!

И всегда крайний - учитель. Не смог, не заинтересовал, не владеет передовыми технологиями... А есть идеи, каким он ДОЛЖЕН быть?Казалось бы - был бы человек хороший, а уж научить другого тому, что знает сам - не проблема? Для частной школы, для репетитора или гувернёра это, пожалуй, так и есть. А для школы массовой - нет, не всё так просто.

В качестве иллюстрации - воспоминание о моём восьмом классе:
Весь этот год у нас вела математику Лариса. Она запомнилась как хороший человек: деятельный организатор всяческой внеклассной работы, с которой можно было и "за жизнь" поговорить, и даже просто прийти к ней домой дружеской компанией - с тортом. Скучно с ней не бывало!
Но как только дело доходило до математики, которую мало, кто любил...

При всей своей душевности, Лариса была вспыльчива. Две - три двойки подряд (которые она ставила безо всякого злорадства - куда денешься?), и четвёртый кандидат в жертвы мог уже не бояться вызова к доске: Лариса начинала высказывать нам всё, что думает, и даже то, что не думает, о нашем настоящем и будущем. Сначала спокойно, а потом всё горластее и истеричнее.

-4

Весь класс тогда косился на наручные часы и заключал пари: продолжится этот концерт до звонка, или закончится раньше? Обычно заканчивался раньше, и двоечники, а также кандидаты в двоечники (те, кого спросить не успела) приглашались на ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ занятия. Переобъяснение пройденного, которое, как я теперь понимаю, никто не оплачивал.
А мы вздыхали:
- Всего - то двадцать минут буянила.
- Не-а, только восемнадцать с половиной.

Перед экзаменами многие (и я тоже) ходили к ней "подтягиваться". И ведь сдали все.
Вот и получается, что в частной школе такой учитель был бы находкой, а в массовой-обязательной - приходится признать, что НАУЧИТЬ она не могла. Результат стремился к нулю.

Вообще всех учителей можно разделить на три типа:
бурлак, садист и энтузиаст. Есть ещё где - то настоящие учителя, но это - исчезающе редкий вид. Родятся, наверное, раз в полвека.

Самый ценный человек - это
бурлак. На нём, собственно, образование и держится: знает, что дело надо делать хорошо, знает свой предмет. Предлагает и предлагает знания в любое время дня и ночи. Не берут - чувствует виноватым себя. Чувство ответственности зашкаливает: не уходит из школы потому, что его некем заменить! (Дело не в зарплате - частные уроки принесли бы больше).

Слётов Ростислав.
Слётов Ростислав.

Упрекать бурлака за то, что он покорно терпит все издевательства министерства? Не занимается творчеством? Голосует, как велят? Обвинения эти большею частью вздорны, да и недолго осталось терпеть в школе этих "серых мышей" - скоро это поколение сменится.

Садист - это тот, кто попал в школу "по несчастью". Уверен, что заслуживает в жизни большего - а ничего не знает и не умеет. Такие "кое-какеры" с раздутыми амбициями. Вот в них бурлит и клокочет ненависть к системе, к коллегам, к ученикам, но только учеников (и то не всех) ненавидеть безопасно.

-6

А энтузиаст приходит в школу, чтобы навести в ней порядок. Он переполнен идеями, и уверен, что у него получится то, что не получается ни у кого. Ведь на бумаге он насовершал открытия нобелевского масштаба - осталось воплотить!

-7

Через год - другой оказывается, что открытия - неприменимы. Во всяком случае в массовой школе. Тогда "гений" уходит из школы "навсегда", хлопнув дверью так, что штукатурка посыпется.
И совсем не исключено, что через пару лет он вернётся - воплощать новую идею.

Я - типичный энтузиаст.

Первое "открытие" совершила в 23 года - решила, что бедные дети катастрофически недогружены гуманитарно. Объём сведений по истории и литературе для них надо удесятерить! Пусть запомнят половину, пусть меньше - но заинтересуются.
Это сработало с каждым пятым, не больше. Были те, кто бегали за мной хвостом и делились открытиями по Авиценну или Байрона, и даже пытались разыгрывать в лицах романы (ой-й-й, что это были за "мушкетёры"!), но часть публики (небольшая) приходила нарочно, чтобы сорвать урок. Этого и не скрывали: сидят на задней парте такие "мальчики", что уже мужики - и вслух обсуждают мои внешние данные. Выдержала этот содом три года - и зареклась...

Второй заход в школу - в 31 год. Взялась вести рисование, предварительно проштудировав методики 19 века, и составив на их основании свою. Вопреки тому, что говорят о необходимости таланта, научить рисовать можно ВСЕХ. Рембрандтом каждый не станет, конечно, но избежать ошибок в рисунке - очень даже можно.
Результат ровно такой же, что и с первого захода - всё это оказалось нужно примерно каждому пятому.

-8

Да так нужно, что сделали несколько выставок. Остальные - рисовали порнографию. Буквально. Им про строение и пропорции человека - они тебе "человеков" с непомерными "сисями - писями". И смотрят, как отреагируешь.
Выдержала два года. И была уверена, что ВСЁ.

Третий заход оказался самым коротким - на год. Со скорочтением и мнемотехникой (занимались этим на уроках истории с пятиклассниками). Детям нравилось, но с "начальством" было трудно. Это был уже конец 90-х, и история должна была сводиться к воспеванию божественного промысла, руководящего Россией.

А четвёртый - в частную школу - продолжался восемь лет, пока школу не закрыли: помещение понадобилось винному магазину!
И кому какое дело, что результаты обучения - на порядок выше, чем в районной!?

В перерывах между заходами в школу работала в Горном институте, в Медицинском (на кафедре философии), потом экскурсоводом. И художником - оформителем на заводе.

А моя университетская подруга все эти годы проработала в школе - русский и литература. Учила всех, кое - кого выучить удалось. Вздыхает:
- Крепостная я, бурлак настоящий! А ты жила, как хотела, свободный художник...

Пенсии заработали одинаковые - невооружённым глазом не увидишь.