Найти тему
Мария Воронцова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Фото Кайи Райхардт на Unsplash
Фото Кайи Райхардт на Unsplash

Друзья, недавно ко мне обратились с вопросом: «Как составить психологический портрет кандидата?»

Давайте сегодня разберем эту тему

Зачем составляется психологический портрет?

Он помогает работодателю прогнозировать действия и эффективность человека в дальнейшем

Мы определяем сильные и слабые стороны, а это, в свою очередь, дает информацию о том, в чем сотрудник будет наиболее эффективен и где с ним могут возникнуть проблемы

Часто для формирования психологического портрета мы работаем в трех направлениях:

Когнитивные способности. Например, память, внимание, логика, как человек обрабатывает информацию и т.д.

Личностные качества и особенности. Иногда именно они могут определять успешность человека в работе

Мотивация. Что движет человеком, что для него важно, почему он добивается результатов. Какие его ценности

Какие основные методы составления психологического портрета:

Ассессмент центр. Сложная в разработке и проведении процедура, но и самая объективная на сегодняшний день. На нем даются различные имитационные задания. Как проводится Ассессмент, я рассказывала видео, которое можно посмотреть в igtv или напишите мне, дам ссылку

Психометрические тесты. Опросники личностных и мотивационных особенностей. Самые лучшие, на мой взгляд, это Опросники Hogan и от SHL. Они, конечно, бесподобны. По сравнению с ними классические психологические тесты выглядят уныло и для бизнеса малоинформативны

Пройдя их, вы откроете себя заново) без преувеличения – будет очень много информации, с которой можно по-разному работать

Если вам интересно, как проводятся психометрические тесты, и что получает тот, кто их прошел, дайте знать в комментариях, подготовлю пост

Когнитивные тесты: числовые, вербальные, логические и т.п. И это не тесты на IQ в классическом понимании

Структурированное интервью, интервью по компетенциям. Точность полученных данных меньше по сравнению с Ассессментом и с тестами. Тем не менее его необходимо проводить для уточнения информации

Конечно, для получения максимально объективных результатов оценки необходимо комбинировать эти методы и дополнять друг другом

Так, а теперь давайте посмотрим, как же лучше использовать эти методики, в какой последовательности

Потому что это крайне важно. Например, HR-специалист, которая ко мне обратилась за помощью, при массовом подборе менеджеров по продажам и клиентского сервиса, вначале проводила Ассессмент, а потом собеседование. Как результат: слишком много времени уходило на оценку, она физически не могла оценить всех и многие кандидаты, не дождавшись своей очереди, уходили. Закрытие вакансий постоянно отодвигалось

Что мы сделали, и что я рекомендую при оценке, особенно при массовых вакансиях

Во-первых, при ближайшем рассмотрении, то, что она делала – это был не Ассессмент центр, а ряд кейсов и ролевые упражнения. Ассессмент центр – это не отдельные упражнения, а комбинация определенных методов оценки. И есть определенные требования к его проведению (об этом я рассказываю опять же в видео)

Для оценки массовых вакансий все же вначале следует использовать тесты, потом проводим интервью. Ассессмент используется в очень редких случаях

Когда мы подобрали необходимые тесты, часть составили совместно с экспертами ее компании и ввели новый формат оценки, то ситуация резко изменилась, и она значительнее быстрее и точнее стала подбирать специалистов

Если же, друзья, вам необходимо подобрать отдельных специалистов или руководителей, то я рекомендую вначале проводить собеседование, потом давать тесты или опросники, а в конце среди лучших кандидатов провести Ассессмент центр

Потому что если вы сразу, без разговора и установления контакта дадите тесты, многие кандидаты, особенно руководители, могут воспринять это как неуважение к ним, негативно отреагировать и просто не прийти потом на собеседование

На собеседовании мы делаем акцент на прохождении тестов и Опросников и объясняем причины прохождения и что получат сами кандидаты от прохождения данного этапа

Ассессмент же вначале давать – это крайне дорого для компании и нецелесообразно

P.S. Все примеры публикую с согласия моих клиентов и анонимно