А теперь о подделке картин русских/советских художников.
По данным различных экспертов в области искусства, спрос на работы авангардистов в России, в основном, прошел, т.к., видимо, пришло понимание, что количество предлагаемых подлинников явно не соответствует реальному и что несколько легче подделать Малевича и Ко, чем классиков более раннего периода.
А вот за рубежом они пока в фаворе и/или покупатели доверчивее. Например, в 2018 году в Висбадене состоялся судебный процесс, в результате которого были приговорены к небольшим срокам заключения два израильских арт-дилера за продажу трех картин «Родченко» и «Лисицкого». Надо думать, с экспертными заключениями. При обысках было изъято свыше 1800 спорных работ. Вот это объемы!
Повторно приведу следующий пример - в 2020 году в кельнском музее Людвига проходила выставка под названием «Исследовательский проект "Русский авангард" в музее Людвига - оригинал и подделка», спровоцированная тем, что в результате исследования 49и картин этого направления в музее - 22 из них оказались подделками.
Для российского рынка чаще всего подделывают Левитана, Шишкина, Айвазовского, Саврасова, Коровина, Константина и Владимира Маковских, Похитонова, а из художников советского периода - Вейсберга, Краснопевцева, Зверева и Рухина. Их работы пользуются спросом и на внутреннем и на внешнем рынках произведений живописи, при этом эксперты считают, что от 55 % до 75 % из них — подделки. Цены обычно пониже, чем на авангард, поэтому со специальной экспертизой (например, химико-технологической), довольно дорогой, часто не заморачиваются.
А в ходе расследования дела супругов Преображенских было установлено, что в России действует криминальная сеть по заказу, выпуску и продаже подделок произведений известных художников. «При этом фальшивки обладают столь высоким качеством, что их не распознают эксперты Sotheby’s и музеев мирового уровня».
Основным видом подделки долгое время являлась «перелицовка» - «превращение» картины одного автора в картину другого автора. Берут произведение не слишком известного и, как правило, западноевропейского мастера (часто — немецкого, голландского), который работал в подходящий период, в похожей манере (стиле), писал аналогичные сюжеты, убирают подпись автора и подделывают подпись художника, за чью картину хотят выдать произведение.
Знаковым примером стала история с картиной «Шишкина» - «Пейзаж с ручьем», которую весной 2004 года Sotheby's выставил за сумму около 1 миллиона долларов, но успел снять с торгов. Оказалось, что полотно является перелицовкой работы голландца М.А. Куккука, хотя подлинность картины была засвидетельствована экспертами Государственной Третьяковской галереи и Sotheby's.
Забавный случай, наводящий на грустные мысли о специалистах-экспертах, произошел в 2011 году, когда Департамент культуры города Москвы купил у частного коллекционера для ГМИИ им. Пушкина портрет Раевской Марии Николаевны - жены декабриста работы неизвестного художника. После покупки выяснилось, что это портрет Августы Кесслер (жены основателя марки игристых вин) работы художницы Л.Симановиц. Портрет в 2008 году был куплен на торгах немецкого аукционного дома.
Начиная с 2014 года в Санкт-Петербурге длился шумный процесс в отношении российского эксперта, подозревавшейся в причастности к продаже коллекционеру поддельной картины известного авангардиста первой трети ХХ века Григорьева «В ресторане». Попутно всплыл целый ряд подобных продаж, когда эксперт говорила о подлинности картин, оказавшихся фальшивками.
Суд признал, что эксперт столкнулась с высокохудожественной подделкой, определить которую на взгляд невозможно, и допустила экспертную ошибку. Вот так: визуально осмотрела — подлинник — установила цену - продано! Забава еще и в том, что оригинал этого полотна с другим названием хранится в Русском музее, где ранее эксперт работала куратором отдела искусства ХХ века.
Массовая подделка картин (несколько десятков) владельцами галереи «Русская коллекция» (Преображенские) вскрылась после того, как коллекционер увидел в каталоге одного из европейских аукционов две приобретенные в галерее картины, которые оказались работами западноевропейских художников XIX века и стоили 5-7 тысяч долларов за штуку. Приобрел он их как работы русского художника-передвижника XIX века А. Киселева по цене 100-150 тысяч долларов каждая, работы имели заключение экспертизы авторитетного российского экспертного учреждения.
Российские эксперты ответственности за ошибки не несут, и никто не мешает им же стать умнее и профессиональнее лет через 10-15 и дать уже отрицательное заключение на те же самые картины. Так произошло с рядом работ, якобы, известнейших русских художников середины XIX - начала ХХ века, приобретенных в 1990 годах основателем Дома иконы и оказавшихся подделками в 2010 годах. В 2012 году в музее «Дом иконы на Спиридоновке» состоялась выставка этих шедевров подделки.
Резонансным во всем мире стал следующий случай. Около 3 миллионов долларов заплатил российский олигарх за приобретенное в 2005 году на аукционе Christie's в Лондоне полотно «Одалиска» работы «Кустодиева». Однако в 2009 году эксперты пришли к выводу, что картина — подделка. Приобретатель начал судебный процесс против Christie's в 2010 году, который закончился в 2012 году победой истца — ему должна была быть выплачена полная стоимость картины и возмещен моральный ущерб.
Я привела отдельные, ставшие известными случаи подделок, но сколько их на самом деле? Сколько коллекционеров опасается проверять свои коллекции? Ведь практика показала, что даже приобретение на известном аукционе работы, подлинность которой, якобы, подтверждена экспертами, не дает 100% гарантии подлинности. Страшно подумать, сколько подделок в музеях.
Конечно, ситуация меняется, даже небольшие аукционы выкладывают в Интернет каталоги; в России издается Каталог подделок произведений живописи, в котором представлены превратившиеся в «произведения» русских художников работы западноевропейских художников; коллекционеры чаще стали заказывать специальные экспертизы. Например, приобретенный за 1 миллион долларов «Зимний пейзаж» работы, якобы, Игоря Грабаря оказался подделкой в результате проведенной химико-технологической экспертизы. Но ведь в ногу со временем идут и мошенники, совершенствуя свое мастерство.
По информации из СМИ, по оценкам МВД, прибыль черного рынка антикварных фальшивок только в России уже составляет несколько сот миллионов долларов в год.
После громких скандалов, в т.ч. на рынке русской живописи, многие коллекционеры перестали покупать полотна, опасаясь приобретения подделок. В результате кражи тоже можно получить подделку и срок, конечно).
Представляется, что единственная возможность приобретения подлинного произведения искусства — покупка его у современных художников, как делали известные русские меценаты. Они не только покупали, но и способствовали росту популярности русских художников во всем мире. Только вот где они, такие современные российские меценаты?