Найти в Дзене

Умение слушать и слышать

Многие конфликты и трудности общения возникают и развиваются как раз в результате отсутствия навыков слушать и слышать другого человека. Слушать – значит позволить собеседнику высказываться и завершать свою мысль (не перебивая его, не обрывая мысль). Слышать – значит понимать суть того, что говорит собеседник, не примерять сразу все на себя (то есть слышать себя) и не судить. Важны оба этих навыка в равной степени. Что чаще всего мы слышим, когда общаемся с людьми? Как правило, мы всегда слышим «себя» - то есть свои убеждения, стереотипы, свой травматичный жизненный опыт, мнение, свои соображения (которые изначально уже являются единственно верными, что бы ни сказал собеседник). Что получается в результате такого общения? Каждый в итоге поговорил сам с собой, подумал какой глупый и упрямый его партнер, как он глубоко ошибается, сам обиделся, разозлился, потратил огромное количество энергии на негативные эмоции и переживания, возникшие в процессе и после такого общения. И никакого удово
Оглавление

Многие конфликты и трудности общения возникают и развиваются как раз в результате отсутствия навыков слушать и слышать другого человека.

Слушать – значит позволить собеседнику высказываться и завершать свою мысль (не перебивая его, не обрывая мысль). Слышать – значит понимать суть того, что говорит собеседник, не примерять сразу все на себя (то есть слышать себя) и не судить. Важны оба этих навыка в равной степени.

Что чаще всего мы слышим, когда общаемся с людьми? Как правило, мы всегда слышим «себя» - то есть свои убеждения, стереотипы, свой травматичный жизненный опыт, мнение, свои соображения (которые изначально уже являются единственно верными, что бы ни сказал собеседник).

Что получается в результате такого общения? Каждый в итоге поговорил сам с собой, подумал какой глупый и упрямый его партнер, как он глубоко ошибается, сам обиделся, разозлился, потратил огромное количество энергии на негативные эмоции и переживания, возникшие в процессе и после такого общения. И никакого удовольствия, никакой близости и наслаждения от общения – это исключает какой-либо смысл общаться дальше не только с этим человеком, но и с другими.

Главная причина таких явлений – отсутствие осознанности в момент общения!

Когда мы находимся не в настоящем, а в прошлом или будущем. То есть в нашем прошлом опыте, который диктует нам условия восприятия нашего «сегодня», либо в наших будущих делах и заботах (спешка, когда мы мысленно уже бежим вперед, не успев завершить процесс в настоящем). Кстати, это входит в привычку и очень часто общаясь с такими людьми замечаешь, что при разговоре они «перескакивают» с темы собеседника на свою, о которой они вдруг вспомнили и которая вообще не связана с первоначальным рассказом (часто обрывают на полуслове). Что чувствует другой человек в этот момент? Это вводит в ступор, это неприятно, это обесценивает собеседника, это отбивает желание продолжать общение не только в настоящий момент, но и в будущем рассказывать что-то такому человеку. От такой привычки непременно нужно избавляться, ведь она ведет к поверхностному общению, отсутствию душевной близости между людьми и часто к взаимным претензиям в будущем.

Как же сделать общение приятным и эффективным?

  1. Для начала попробуйте вернуться в настоящий момент – быть здесь и сейчас. Оцените обстановку вокруг вас – мысленно сконцентрируйтесь на каких-либо предметах и деталях пространства. Понаблюдайте свои чувства относительно окружающей обстановки – что вам нравится и что нет.

2. Можно сделать глубокий вдох и выдох. Настройтесь на человека, с которым будете общаться. Посмотрите на него, установите ненавязчивый зрительный контакт, попытайтесь считать эмоции с его лица, оцените его движения, мимику, почувствуйте его состояние. То есть проявите внимание к нему, будьте с ним «здесь и сейчас».

3. Подумайте о том, что чувствует человек, рассказывающий вам данную информацию, считайте его эмоции или даже задайте вопрос. Вы можете спрашивать собеседника в процессе его рассказа, но только о том, что касается темы вашего разговора! Не возражайте и не перебивайте его, даже если вам очень хочется, и вы с чем-то не согласны, или вы вдруг поняли, как решить все его проблемы. Дайте человеку завершить мысль, концентрируйтесь на его чувствах и на смысле того, что он говорит (то есть, что данная информация значит для него), без оценок и советов.

Этим вы показываете, что принимаете человека, цените его переживания и то, что он поделился с вами. Это очень ценный дар в общении.

4. Если человек делится личным контентом, переживаниями – не нужно сразу переводить разговор на себя, давать советы, рассказывать тысячу похожих историй других людей – это обесценивание. Просто поддержите человека – выразите свои чувства относительно его ситуации, дайте ему понять, что вы сочувствуете ему, что понимаете, как ему больно и тяжело. Если это близкий вам человек и позволителен физический контакт – сочувственно дотроньтесь до плеча человека или возьмите его руку в свою, тактильный контакт очень важен в процессе общения, особенно для близкого круга.

5. После изложения точки зрения собеседника, которая вызвала у вас какие-то спорные чувства – не спешите сразу доказывать с пеной у рта, что он не прав, для начала задайте уточняющие вопросы, разберитесь в ситуации.

6. И последнее, если тема для вас все же неприятна, если нарушаются ваши принципы и личные границы – в таком случае вполне уместно будет остановить разговор, но желательно сделать это сразу вначале разговора, честно и вежливо сказав, что не хотите это обсуждать.

© Мария Сейма