Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Место и время его расстрела неизвестны…

В сов. секретном постановлении ГКО-169сс, № 0038 от 16 июля 1941 года говорилось не только об аресте и предании суду военного трибунала командира 60-й горнострелковой дивизии генерал-майора Салихова (о его деле можно прочесть ЗДЕСЬ). В этом документе те же действия предписывалось совершить в отношении командира 30-й горнострелковой дивизии Южного фронта генерал-майора Галактионова и его заместителя полкового комиссара Елисеева.

При аресте их также обвинили в развале управления войсками, преступной бездеятельности и сдаче занимаемых по­зиций без боя.

С.Г. Галактионов
С.Г. Галактионов

Об осуждении генерала-майора Сергея Гавриловича Галактионова до издания автором книги «Война на весах Фемиды» в исторических работах также практически ничего не сообщалось. Да и сегодня сведения об этих малоизвестных страницах военной истории крайне скупы и отрывочны. Одна из причин в том, что многие судьи военных трибуналов, рассматривавшие дела в отношении окруженцев и командиров, отступивших без приказа, сами вскоре оказались в окружении. И не всем удалось из него выбраться, а тем более вывезти следственно-судебные дела...

Галктионов родился  8 октября 1896 года в деревне Новоникитино Оренбургской губернии. Участник Первой мировой войны.С августа 1939 года он командовал 30-й Иркутской горнострелковой дивизией, которая в начале войны дислоцировалась в Молдавии, на границе с Румынией.

В эти июньские дни 41-го года дивизия генерала Галактионова приняла первый бой, нанеся существенный урон 198-й пехотной дивизии Вермахта. Произошло это у местечка Скулень, в месте форсирования противником реки Прут. Однако через две недели, после напряженных оборонительных боев с превосходящими силами гитлеровцев, от дивизии осталась одна треть личного состава.

5 июля С.Г. Галактионов и И.К. Елисеев были отстранены от должностей и вскоре арестованы. Перед военным трибу­налом Южного фронта они предстали в тот же день, что и Салихов с Курочкиным – 21 июля 1941 года. Председательствовал тот же Доценко. Обвинялись по той же статье 206-17 УК Украинской ССР в бездействии, которое привело к дезорганизации частей дивизии и значительным потерям в людях и техни­ке.

Согласно приговору осужденные, «получив боевой приказ об обороне государственной границы СССР на реке Прут и, в частности, о занятии местечка Скулень, не обеспечили его выполнение, в боях с противником проявили растерянность и нераспорядительность в управлении частями дивизии»[1].

Галактионов вину в совершении преступления не признал и показал, что неудачи частей дивизии были обусловлены в основном плохой связью и нехваткой боеприпасов, о чем он своевременно докладывал вышестоящему командованию.

Генерал просил суд допросить по этим и другим обстоятельствам ряд свидетелей из числа лиц командного состава, а также провести соответствующую экспертизу. Но трибунал отклонил все ходатайства, посчитав достаточным доказательством приобщенную к делу справку «О боевых действиях 30-й СД», составленную сержантом госбезопасности Пащенко и подписанную начальником 3-го отдела армии бригадным комиссаром Вяземским.

Трибунал приговорил Галактионова к расстрелу с конфискацией имущества и лишением генеральского звания, Елисеева – к 10 годам лишения свободы, с отсрочкой исполнения приговора и направлением на фронт.

Экспертиза, о проведении которой так настаивал Галактионов, была проведена только в 1960-1961 годах, когда это дело пересматривалось в Главной военной прокуратуре. Там сразу обратили внимание на куцую справку Пащенко и Вяземского, посчитав сомнительной «компетентность указанных лиц давать анализ боевых действий дивизии» и обратились в военно-научное управление Генерального штаба. По заключению последнего, «в сложных условиях, когда противник значительно превосходил в силах и средствах, и на ход боевых действий влияла, в частности, неполная укомплектованность 30-й стрелковой дивизии, эта дивизия в первые дни войны сражалась храбро и мужественно…, упорной обороной сдерживала натиск 5 пехотных дивизий противника»[2].

29 мая 1961 года Галактионов и Елисеев были полностью реабилитированы Военной коллегией.

И.К. Елисеев
И.К. Елисеев

Илья Константинович Елисеев встретил Победу в должности заместителя командира по политчасти 99-й стрелковой дивизии. Скончался он в 1958 году, так и не дождавшись своей реабилитации.

Документов о приведении в исполнение приговора в отношении генерала Галактионова найти не удалось.

Проживавшая в Магнитогорске его дочь, Антонина Сергеевна, неоднократно обращалась в высшую судебную инстанцию с просьбой о выдаче ей справки о смерти отца. Работники Военной коллегии провели в этой связи собственное расследование, проверив учетные данные в КГБ СССР, 1 спецотделе МВД РСФСР, управлении местами заключения МВД УССР. Изучили, кроме того, материалы секретного делопроизводства Особого отдела 30-й дивизии, 9-й армии, Южного фронта и всю переписку Военной коллегии за 1941 год по делам в отношении осужденных к расстрелу. Но донесения о приведении приговора в исполнение нигде не обнаружили.

Было установлено, что после провозглашения приговора Галактионов содержался в камере предварительного заключения (КПЗ) г. Первомайска, а потом был переведен в тюрьму г. Вознесенска. Нашли также отношение о немедленном приведении приговора в исполнение, после утверждения приговора Военным советом фронта. На основании этих данных дочери Галактионова сообщили в феврале 1962 года, что приговор в отношении генерала был приведен в исполнение, но место и дата расстрела неизвестны…

[1] Архив военной коллегии, надзорное производство №2н-595.

[2] Там же, с. 7.