Куинджи выставляет свою "Ночь на Днепре": полотно висит одно, в тёмном зале, специальные лампы светят только на него. Эта выставка на Большой Морской улице Санкт-Петербурга вызывает такой ажиотаж, что очередь на нее, растянувшись на всю улицу, заворачивает на Невский проспект и заканчивается на Малой Морской. И так – много дней подряд. Сам Куинджи наводит порядок в очереди к своему шедевру. Громкие восторги зрителей сменяются молитвенной тишиной. Это первая в истории русской живописи выставка одной картины и первый пейзаж, который стал событием.
Над загадкой светящейся картины Куинджи ломают голову его коллеги и спорят обыватели. Одни утверждают, что Куинджи пишет природу через цветное стекло, другие – что у него есть особая, лунная краска. Кто-то снова говорит о том, что художник натёр полотно специальными фосфоресцирующими красками, чтобы они светились. По словам современников, некоторые особо восприимчивые барышни даже падают в обморок перед этой работой.
Великий Князь Константин Константинович, который купил картину за пять тысяч рублей, когда она еще не была закончена, не желает расставаться с ней. Отправляясь в кругосветное путешествие, он берет ее с собой на фрегат. Узнав о том, что корабль Великого Князя остановится на несколько дней в Марселе, Иван Тургенев специально приезжает туда из Парижа – только для того, чтобы посмотреть на эту картину, о которой он столько слышал от петербургских друзей.
Мистика картины еще и в том, что она до сих пор живет своей жизнью – со временем мгла над Днепром еще больше сгустилась. Дело в том, что эту непроглядную ночь Куинджи писал краской собственного изобретения, в которую добавлял асфальт. С годами она потемнела.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX - начала XX века
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/740206/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/166789703/
книга с автографом автора: