По итогам прошедших выборов новым Президентом Ирана стал ультраконсерватор, активный участник исламской революции - Эбрахим Раиси, известный также как "Тегеранский палач".
Население Ирана составляет порядка 85 млн. человек, из которых правом голосовать обладают около 49 млн. человек, а по факту проголосовало только 28,4 млн. человек, в том числе за Эбрахима Раиси - 17,9 млн. человек.
И это была самая низкая явка на выборы за всю историю Ирана. Видимо потомки персов уже не верят в выборность власти. Так что это проблема актуальна, как видите, не только в России и СНГ.
Как отмечают эксперты, верховный лидер Ирана Али Хаменеи публично поддержал кандидатуру Раиси в качестве президента, тем самым фактически гарантировав его победу на выборах.
Исход выборов считался предопределенным из-за недопуска кандидатов от крыла реформаторов, к которому относится в том числе действующий глава государства Хасан Роухани.
Да, вы не ослышались, в Иране все немного сложнее, потому что здесь политика смешалась с религией.
Эбрахим Раиси (60 лет), набрав более 60% голосов, стал новым Президентом Ирана, сменив на этом посту Хасана Роухани (72 года). Тогда как фактическая власть в стране остается в руках Высшего руководителя Ирана - Али Хаменеи (82 года), который занимает этот пост с 1989 года.
С 1979 по 1989 года эту должность занимал Рухолла Мусави Хомейни (умер в 1989 году), который был лидером исламской революции в Иране 1979 года (теперь понимаете надеюсь почему я сказал, что религия здесь смешалась с политикой)
Президент Ирана - государственная должность, введенная в стране после того, как Иран стал республикой после свержения монархии в 1979 году. В отличие от большинства стран, президент здесь не является главой государства. Глава государства Ирана — Высший руководитель Ирана, который выбирается на этот пост пожизненно.
Президент Ирана выполняет классические представительские функции (например, получение верительных грамот послов), а также функции премьер-министра (после упразднения этого поста). Президент Ирана избирается на 4 года и не может занимать должность более двух сроков подряд.
Судя по всему Эбрахим Раиси впоследствии станет третьим верховным лидером Ирана, являясь идейным и близким сторонником Али Хаменеи. Поэтому особых изменений Ирану ждать не приходится, особенно учитывая довольно молодой для политика возраст в 60 лет.
Кроме того, по версии западных СМИ, в том числе «Би-би-си», приход к власти консерватора будет означать ужесточение как внешней, так и внутренней политики Ирана.
Более того, Раиси не раз критиковал правительство Хасана Роухани за готовность к переговорам с Западом, заявляя, что Иран должен вести диалог только на языке силы.
Поэтому я не просто так акцентировал внимание на связь избранного Президента Ирана с лидерами исламской революции.
Чего только стоит комментарий нового Премьер-Министра Израиля Нафтали Беннета:
"Из всех кандидатов, кого мог выбрать Хаменеи, он выбрал "Тегеранского палача", человека, печально известного и в Иране, и во всём мире тем, что он возглавлял комитеты, которые в течение многих лет приговаривали к казни тысячи ни в чём не повинных иранцев.
По данным правозащитной организации Amnesty International, в 1988 году Эбрахим Раиси заседал в так называемых комиссиях смерти, которые во внесудебном порядке приговорили к смерти более 5000 иранских политзаключенных.
На данном этапе ключевым вопросом Ирана на международной арене является продолжение переговоров по ядерной сделке, в которой заинтересованы как Вашингтон (не зря ведь об этом сказал Джо Байден на встрече с Владимиром Путиным), так и сам Тегеран (чтобы облегчить давление экономических санкций).
На Ближнем Востоке ребром стоит вопрос восстановления разорванных пять лет назад дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией.
Если Эбрахиму Раиси удастся продвинуться в решении этих вопросов, то это безусловно существенно укрепит региональные позиции Ирана, что не может нравиться его ключевому конкуренту - Израилю, о чем и засвидетельствовал Премьер-Министр Израиля Нафтали Беннет:
"Избрание Раиси — это последний шанс для мирового сообщества очнуться до того, как возобновлять переговоры по ядерной сделке, шанс понять, с кем мы имеем дело: это убийцы, массовые убийцы".
А как по вашему мнению, верны ли опасения Израиля в части невозможности установления честного и конструктивного диалога с нынешним Тегераном?