Найти в Дзене
Андрей Аксютин

Sturminfanteriegeschutz 33. Сталинградский неудачник

Как показали первые бои в Сталинграде, мощности танковых и штурмовых пушек было совершенно не достаточно для уничтожения засевшего в капитальных сооружениях большого города противника. Наибольшую же эффективность демонстрировало тяжелое пехотное орудие 15cm sIG 33. Но его расчет был крайне уязвим, да и перемещать орудие, весом 1750 кг по развалинам города было крайне затруднительно. Пришлось идти на очередную импровизацию. Идея по установке 15cm sIG 33 на шасси Pz III впервые обсуждалась на совещании у Гитлера 20 сентября 1942 года. Были сформулированы основные требования на машину, напрямую связанные с результатами боев в Сталинграде. Требовалось защитить установку максимально возможным бронированием и вооружить тяжелой пушкой, что бы уничтожать здания с нескольких выстрелов. Для орудия не требовалось большой дальности стрельбы и быстрой перезарядки. Условия на разработку и производство 12 машин были крайне жесткие – 14 дней. В крайнем случае допускался выпуск 6 штук. Так же оговарив

Как показали первые бои в Сталинграде, мощности танковых и штурмовых пушек было совершенно не достаточно для уничтожения засевшего в капитальных сооружениях большого города противника. Наибольшую же эффективность демонстрировало тяжелое пехотное орудие 15cm sIG 33. Но его расчет был крайне уязвим, да и перемещать орудие, весом 1750 кг по развалинам города было крайне затруднительно. Пришлось идти на очередную импровизацию.

Идея по установке 15cm sIG 33 на шасси Pz III впервые обсуждалась на совещании у Гитлера 20 сентября 1942 года.

Были сформулированы основные требования на машину, напрямую связанные с результатами боев в Сталинграде. Требовалось защитить установку максимально возможным бронированием и вооружить тяжелой пушкой, что бы уничтожать здания с нескольких выстрелов. Для орудия не требовалось большой дальности стрельбы и быстрой перезарядки. Условия на разработку и производство 12 машин были крайне жесткие – 14 дней. В крайнем случае допускался выпуск 6 штук. Так же оговаривалось, что если не получится установить орудие в стандартные башни Pz III или Pz IV, то безотлагательно сделать это на шасси StuG.

Машина первой партии. Использовано шасси StuG Ausf D.
Машина первой партии. Использовано шасси StuG Ausf D.

То, что какие-либо серьезные работы по установке тяжелого пехотного орудия в танковые башни велись, крайне сомнительно. А вот база штурмового орудия для этой цели вполне подошла. Изготовителем стала берлинская фирма Alkett, уже успевшая прославиться переоборудованием танков в САУ. Как и было приказано, в октябре сделали 12 установок и еще 12 в ноябре 1942 года. Для изготовления машин использовались находившиеся в ремонте StuG III модификаций от Ausf A до Ausf E. Причем все они были перестроены по единому проекту.

11-я машина из первой партии. На установки ставилось орудие 15cm 33/1, предназначавшееся для САУ на базе Pz 38(t)
11-я машина из первой партии. На установки ставилось орудие 15cm 33/1, предназначавшееся для САУ на базе Pz 38(t)

Первые 12 машин были отправлены в Tschir (Чир) 28 октября. Возможно имеется ввиду станица Нижний Чир Сталинградской области. По 6 установок получили Sturmgeschutz-Abteilung 177 и Sturmgeschutz-Abteilung 244. Однако, на совещании у Гитлера 7/8 ноября было сказано, что машины полностью не укомплектованы: не хватало перископов Z 14. Вскоре они все же были задействованы в уличных боях, где показали себя весьма хорошо, особенно при совместных действиях со штурмовыми орудиями. Так или иначе, но все они погибли в Сталинградском котле.

Машина второй партии. Зима 1942-43
Машина второй партии. Зима 1942-43

Вторая партия из 12 установок была отправлена в Sturm-IG Batterie Lehr Btl. XVII. В составе XVII-го армейского корпуса она участвовала в попытке деблокировать окруженную под Сталинградом 6-ю армию. 11 апреля 1943 года рота с 7 уцелевшими машинами вошла в состав 201-го танкового полка 23-й танковой дивизии как StuIG Batterie. Последняя установка была потеряна в октябре 1943 года.

Машина из второй партии, лето 1943 года
Машина из второй партии, лето 1943 года

Одним из недостатков установки считалось вентиляционное отверстие в крыше рубке, накрытое козырьком. Немецкие танкисты от подобного конструкционного решения (а почему не вентилятор?!) были в недоумении. Так, по этой причине 11 ноября было потеряно две машины. Видимо чем-то закидали сверху…

Машина из первой партии. Шасси StuG Ausf E. Советский трофей из Сталинграда. Отправляется для изучения в Кубинку. Ныне это экспонат парка "Патриот"
Машина из первой партии. Шасси StuG Ausf E. Советский трофей из Сталинграда. Отправляется для изучения в Кубинку. Ныне это экспонат парка "Патриот"

Дальнейшие работы по данной машине были прекращены, так как кое-кто в Третьем Рейхе задумывался о более серьезном Sturmpanzer IV.