Господь всесовершенен в своём свободном волеизъявлении, человек в границах имеет свободу. Мы ведь не всё можем. Если я захочу сейчас допрыгнуть до марса, то не смогу. Но всё то, что необходимо для моего спасения и счастья, для этого мне свобода дана. Люди, которые говорят, что на всё воля Божия – это люди не православные. Эта поговорка к нам пришла из ислама. Этого безобразия повторять нельзя. Не на всё воля Божия. Когда гибнут невинные - это воля Божия? Когда убивают людей – это воля Божия? Я не верю в такого Бога, который такие вещи творит. Я верю в Бога настоящего, который таких вещей не делал и делать не будет.
В этом мире действует три воли. Первая, конечно, Божия, вторая воля – это падшего ангела дьявола, они как раз по воле Божией не делают, они наоборот против Него воюют. Причём делают это неразумно с точки зрения человеческой, потому что они обречены на поражение, но они не умом действуют, как человек, который довёл себя до психоза, кричит и не может себя остановить, вот это состояние одержимости бесовской. Третья воля – это наша человеческая. Мы наделены свободной волей, но тут есть один момент- наша воля свободная, но ломанная грехом в первом человеке и эта зараза в нас сидит наследственно. И второе- каждый из нас уже поуродовали себя в грехе.
Вот я пришёл к Богу в 15 лет, а как я жил до 15 лет? Как все. И до 15 лет у меня сложились привычки, которые я до сих пор в 60 не могу вытравить из себя. Поганые, грязные привычки, например, себялюбие, раздражительность, ложь. Поэтому во мне воля есть, но она порченная и поэтому на сегодняшний день всё человечество как лавина с гор, чем дальше, тем больше уродует себя грехом. Поэтому наша свобода осталась только в выборе между свободой Божией и свободой бесовской. Тут можно сказать так, что и наше зло, и зло бесовское Господь своей любовью обращает нам же во благо.
Я пример приведу – на меня много вылито ушатов помоев. Я, правда, сам попросил. Мы переехали в новый дом на берег Волги, там такая красота, как в раю. И я ночью вышел из дома и говорю: «Господи, да за что мне такое? Я своими грехами Тебя распинал на кресте, а Ты мне такое посылаешь. Я ведь Иуда, я тебя предаю каждый день, каюсь и снова в тоже самое впадаю. Дай мне пинка. Я заслуживаю только пинка, чтобы аж в ушах звенело, чтобы я опомнился». И через три недели получил хорошего пинка от любящего небесного отца, который исполнил мою же просьбу.
И вот идёт время, я наблюдаю за собой, какое счастье. Я почувствовал себя хуже всех на земле. Апостол Павел пишет, что он хуже всех, а я вот теперь могу с ним поспорить. Испытав боль, унижение, попрание, я теперь смотрю на людей, которых унижают или клевещут по-другому. Мне теперь их стало жалко, а раньше, не скажу кончено что я радовался, но так не переживал, как сейчас. Поэтому, как говорят святые отцы – Господи, за Твои благодеяния я Тебя благодарю, но за скорби Тобой посылаемые, два раза благодарю. Поэтому Господь своей премудростью даже из нашего зла делает такие последствия полезные, что они нам как благо служат. Вот воля Божия, Господь всякому добру содействует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. Но выбор за человеком.