Найти тему
Хакнем

Карго культ в современных условиях — удивительное явление или желание быть таким, как субъект для подражания

Оглавление

Что такое карго-культ? Хотя феномен, именуемый таким образом, сопровождал человечество на протяжении всей его истории, впервые научная общественность обратила внимание на него после Второй мировой войны.

Для ведения боевых действий против Японии, для обеспечения прохождения конвоев или по каким другим надобностям американцы разместили на островах Меланезии множество военных баз. Задача снабжения этих баз решалась по-разному, при этом часть груза могла быть утеряна, например, при сбрасывании с парашютом. А чья-то потеря это зачастую чья-то находка.

Какие-то предметы, представляющие для аборигенов огромную ценность, были подарены американскими солдатами. Что-то девушкам, а что-то и мужчинам (не подумайте плохого об американских военнослужащих того времени) с целью установления дружеских отношений.
Война закончилась, и базы убрали. Следом и самолёты улетели, увозя щедрых американских парней на родину.

Когда несколькими годами позже на острова приехали антропологи, они увидели странную картину.
Среди туземцев дураков не было, возможно, ни одного, ведь в суровых природных условиях дураки долго не живут. Аборигены уловили такую закономерность: они с риском для жизни и в поте лица добывали немного рыбы и пару кокосов, а белые люди, ничем не рискуя и не работая (в их понимании), получали и еду, и кучу хороших вещей, просто производя непонятные и совершенно бесполезные на вид действия.

Вывод был естественен и логичен, в рамках доступных туземцам знаний.

Прибывшие через несколько лет антропологи обнаружили на островах «линии связи» в виде деревянных столбов, стоящих с более-менее равными промежутками и соединённых между собой верёвками. «Аэродромы» с «самолётами» из листьев и бамбука и туземцев, дежуривших на бамбуковых вышках и что-то бормочущих в половинки кокосовых орехов.

Фото из открытых источников информации
Фото из открытых источников информации

Ну это они ещё просто не знали, что за хождение с кастрюлями на голове дают печеньки, а за посещение избирательных участков — гречку. Мигом бы и кастрюли изобразили, и кабинки построили.

Фото взято из открытых источников информации
Фото взято из открытых источников информации

Но мы-то люди цивилизованные. Это у дикарей знаний на донышке кокосовой скорлупы. У нас сплошные знания и цивилизация. Мы не верим ни во что, ну, кроме копирования поведения богатых, и в первую очередь, богатых бездельников — вдруг мы тоже станем богатыми.

И вот уже люди выстраиваются в очередь за айфонами, потому что Стив Джобс с айфоном руке говорит им: «МЫ». И они свято верят: купив iPhone, они станут такими же, как он. Ну так, мелкая разница, что у него нулей на банковском счёте было чуть ли не больше, чем у них пальцев на руках.

Ну есть же те, кто по должности должны опираться на науку, а не на веру.

«Специалисты» от экономики (МВФ, ВБ ) уверяют: скопируйте системы управления и образ жизни (институты, как они выражаются) с богатых стран, и вы станете такими же богатыми.

При этом игнорируется, что пара мелких деталей системы управления в «богатых» странах формировались длительное время для решения задач защиты «богатства» и способов его формирования. Многие из этих задач ныне не актуальны ни для кого, но «богатые» страны, именно в силу своего богатства, могут позволить себе играться с этими раритетами.
Такое «копирование институтов» — это даже хуже, чем первокласснику, не умеющему писать толком, начать преподавать теорию проектирования паровозов. У него нет базы, чтобы понять, но даже если чудо случится, то он не сможет его использовать.

Так же и в бедных странах отсутствует экономическая и историческая база для существования совершенно бесполезных для них заимствованных институтов.

Образ жизни, действительно, в основном определяется институтами. Но сами институты формируются силой писаных и в значительно большей степени неписаных традиций. Как правило, введение несвойственных социуму традиций вызывает отторжение и игнорирование их просто уже по причине их чуждости.

Единственный «мягкий» вариант — это формирование на основе принесённых традиций нового социума на ресурсах старого.
При наличии лидера, наделённого особыми качествами, такой относительно бескровный вариант возможен, но обычно получается государство, разделённое внутри.
В этом случае затраты на урегулирование внутреннего конфликта могут потреблять все доступные ресурсы.

Как следствие, «копирование институтов» приводит к ухудшению экономической ситуации и нарастанию конфликта в государстве. Впрочем, те, кто весь этот бардак придумали, объясняют отсутствие улучшения недостаточно полным копированием, и они всегда готовы дать денег (само собой, в долг) «на дальнейшее развитие институтов».

Как для государств, так и для людей, затраты на то, чтобы изображать богатство, поглощают ресурсы, которые позволили бы быть богатыми на самом деле. А ещё чаще получается как в клипе «Экспонат» группы «Ленинград». Попытка казаться не тем, кто ты есть, приводит к тому, что и морда разбита, и… то, чем принимал решение «покарговать» — голое.

А вы как считаете, стоит тратить свои ресурсы на «каргование»?

Автор: #павел_аир 57 лет, автоэлектрик-диагност, живу и работаю в Германии

Подписывайтесь на хэштег автора #павел_аир , чтобы не пропустить его яркие статьи, которые вызывают оживлённые дискуссии в комментариях.

Другие статьи автора на эту тему: