Сегодня, многое из того чему стоит учить детей, не преподается. Ни под каким предлогом, никак не хотят школы учить действительно нужному.
Не хотят дать никакого шанса на самостоятельную, взрослую жизнь.
Отчего? Да видимо, кто-то сверху, решил что "дети" должны быть до 30 лет "детьми".
Зачем им знать серьезные вещи? Сами. потом, как-нибудь. Если выживут.
Я же предлагаю вам - оставьте детей одних. Научите - и отойдите в сторону! Наблюдайте, контролируйте, но не вмешивайтесь.
Дети должны понять, что те проблемы, которые нас окружают - они вполне способны решить самостоятельно. Без мам, без пап.
А вот что такое проблема? Об этом сегодня и поговорим.
Приветствую почтенную публику!
Для начала немного истории о проектном обучении.
Проектная деятельность в России, берет свое начало ещё с конца 19-говека. Обусловлено это было проблемой развития личности, с необходимостью практической подготовки к жизни и трудовой деятельности в условиях монополистического капитализма.
Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П. Блонского. Теоретические идеи, высказанные П.П. Блонским, реализовал на практике другой русский ученый-педагог С.Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте.
Собственно, Шацкий, ещё в начале 20-го века реализовал свою идею на практике, создав в 1906 году детский клуб на рабочей окраине Москвы, а затем, вплоть до ареста ареста в 1908 году, общество просвещения "Сетлемент". Характерно, что необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления. (Привет Макаренко!).
Собственно, знаменитая школа Макаренко, есть ничто иное, как продолжение дела Шацкого.
Первые школы проектного обучения в России были созданы еще в конце XIX века. Так, например, в отчете съезда русских лесопромышленников за 1898 год отмечается, что:
" Екатеринбургское горное училище активно использует в своей образовательной деятельности такие методы обучения, которые позволяют обучать учеников не только общим предметам, но профессиональным умениям и готовить их к самостоятельной трудовой деятельности на горных заводах Урала. Процесс обучения включал в себя такие предметы, как геометрия и конструирование, практическое черчение, познавательное естествознание. Кроме того, в обязательном порядке каждый ученик ежегодно, начиная с 6 класса (при 8-летнем сроке обучения), должен был смоделировать и сконструировать какое-либо приспособление для заводских работ, выполнить его чертежи, самостоятельно изготовить, осуществить его наладку и продемонстрировать в практической деятельности. Также следует отметить, что все ученики данного горного училища ежемесячно проводили учебные слушания, где каждый учащийся должен был выступить с докладом на конкретную философско-культурологическую или производственную тему, изложив аргументы автора и собственное мнение по теме доклада. Результативность такого способа обучения доказывают следующие факты: в отчете съезда лесопромышленников за 1903 год уже отмечалось, что выпускники Екатеринбургского горного училища востребованы на различных заводах и предприятиях, быстро продвигаются по службе и даже работают по договорам в Англии, Франции и Германии, т.к. учебные заведения этих стран не осуществляют подготовку специалистов такого уровня квалификации."
Итак, приступим непосредственно к самому проекту.
Как я уже писал, любое дело подчиняется строгим правилам. Всего 4 этапа работы, и ничего более. Но эти правила следует знать досконально. Иначе вы сами запутаетесь, и детей запутаете.
В проекте, есть фаза "побуждение" - замысел, идея проекта. Это самый простой этап, особенно для тех, у кого фантазия работает.
В проектной деятельности, этот этап называется "Проблематизация".
Что же это такое? Это значит, что на этом этапе, у вас, к замыслу проекта, добавляется проблема, которую необходимо найти. Найти проблему, а не её решение - вот задача работы первой фазы.
Однако, педагоги не желают учить детей самому понятию "проблема", Что приводит к появлению следующих феноменов:
- Проект по созданию "уникальных" топперов, для украшений тортов.
- Проект по вовлечению детей в интеллектуальные игры - настенные магнитные шашки.
- Проект "Станок ЧПУ для печати тортов"
- Проект "БПЛА" - - создание дрона из фанеры.
И множество других, вызывающих лишь один вопрос - зачем?
Как рассказала нам одна из участниц конкурса, кураторы её команды настойчиво продвигали свои мысли, не хотели слушать идеи детей. К счастью, они прислушались к нашему мнению, послушали ребят, и изменили проект "топперы - украшения тортов", на другой - "мотивационный дневник школьника".
Интересный проект, и возможно я расскажу о нем позже.
Что же произошло?
А то, что девушка настояла на своем. Послушала наш совет, и реализовала свою идею, основанную на личной проблеме.
А наставники отошли в сторону, работая по принципу - "Научил - и не мешай!"
Проблема проекта с топперами- а её и не было. Просто, отсутствовала. Была лишь задача, по способу заработка, не более того)
Вопросы по существу:
- Что такого в том, что вы придумали резать на станке лазерной резки топперы по заказу?
- Разве эти услуги не предоставляются на каждом шагу?
И совсем другое дело - отсутствие мотивации к учебе у школьников. Это - проблема.
Итак, чему же стоит учить детей?
Пониманию что такое проблема, и как её отличить от задачи, и что дальше делать после того как вы её нашли?
Что такое проблема?
Проблема - это сложный вопрос, не имеющий однозначного ответа и решения.
По простому- Знаю что, не знаю как.
В то время, как задача всегда выполняется в одно действие, и имеет уже множество готовых решений.
Видите разницу? Если вы имеете готовое решение - значит вы всего лишь выполняете задачу.
Итак, продвигаемся шагами.
Шаг первый.
Для того, чтоб начать искать проблему проекта, необходимо выявить, какими знаниями мы обладаем на момент начала работы, и чему хотим научиться. Для этого создаем матрицу навыков.
Это даст нам понимание - какого вида проблему нам надо искать. Может быть мы технари, а взялись за решение стратегических проблем?
Конечно их тоже надо решать, но без опыта у нас ничего не выйдет! Надо научиться решать те проблемы, которые лежат в нашей области знаний, и умений, и лишь после того как научимся работать здесь - расширяем горизонт.
Второй шаг.
После того, как мы составим список компетенций, следует переходить к следующему шагу - определяем горизонт поиска проблем.
Не всегда мы способны решать глобальные задачи.
Поэтому наш горизонт - "На расстоянии вытянутой руки".
Третий шаг.
Следующий этап работы с проблемой - выявление причин её появления.
Делается это путем оставления дерева проблем. Выглядит это так:
Причины первого порядка лежат в основе проблем, причины второго - третьего порядков - это составляющие причин первого порядков.
Есть также классификация проблем, которая позволяет искать причины намного быстрее. Их делят на
1. Хорошо структурированные
2. Слабо структурированные.
3. Неструктурированные, или же - смешанные.
Это сложная, для понимания даже взрослым, структуризация, поскольку требует много времени на изучение.
Чтоб детям было проще, я предлагаю следующую:
Делим проблемы на:
1. Стратегические
2. Тактические
3. Технические
4. Организационные.
Эта классификация проблем применятся сегодня во многих крупных компания, и на производствах.
Шаг четвертый.
Здесь начинается самое интересное - поиск решений, на устранение причин)
Но, об этом уже в другой раз.
В качестве эпилога.
Пример проекта, где девушка-школьница, смогла не просто настоять на своем, а создать интересный и нужный проект - это пример того, что дети способны на самостоятельную работу. Взрослым стоит обращать внимание на этот факт, нам никуда не деться от течения времени. Уже завтра, нас заменит молодежь. И только от нас с вами зависит, на что они будут способны.
Или мы будем постоянно рядом с ними, не давая себе никакого отдыха, потому что будем продолжать считать что - "не способны", или - научим, и будем работать совместно. Выбор - за нами.
Всем спасибо за внимание, пишите комментарии, буду рад ответить на вопросы!