В публикации производится обзор песен альбома Led Zeppelin «Presence», записанного в ноябре-декабре 1975 года за 20 дней, и вышедшего в самом конце марта 1976 года. Альбом быстро возглавил американские и британские чарты, но также быстро из них вылетел, став первым в истории группы провалом.
Продолжаю публикацию «Presence, 1976 г. – самый несчастливый альбом Led Zeppelin, который появился вопреки всем преградам». В ней я писал о том, что альбом Led Zeppelin «Presence» записывался в поистине ужасных условиях. Причем условия были такими ужасными, что вообще непонятно, как группа решилась на запись нового произведения вообще. Хочу напомнить, что предыдущий альбом – двойной «Physical Graffiti» - вышел за 8 месяцев до того, как группа начала записывать следующую пластинку.
Даже в нормальных условиях для «Зеппелинов» это было не свойственно, потому что с начала 70-х у них альбомы выходили с интервалом в два года, причем они создавались в нормальных условиях. А тут после таких катастроф и с такими проблемами внутри группы музыканты зачем-то задумали новую запись – это наводит на мысль о том, какая причина заставила их так спешить?
В общем, запись все же состоялась, альбом, в принципе, вышел не провальным, то есть, сегодня он ценится не хуже, чем все остальные произведения группы. По крайней мере, это практически единственный по-настоящему тяжелый альбом группы, потому что даже как бы тяжелый «Physical Graffiti» наполовину был легким, то есть включал в себя множество акустических номеров.
А вот «Presence» продемонстрировал настоящую тяжесть, причем не только в музыкальном плане, но и в аранжировках, потому что даже те песни, которые на других альбомах прекрасно выглядели бы как веселенькие кантри-номера, тут представляют собой настоящий дремучий хард-рок. На пластинке напрочь отсутствуют не только акустические гитары, но и клавишные инструменты, без которых не обходился ни один предыдущий альбом.
Да, и еще – это единственный альбом, на котором Джимми Пейдж не продемонстрировал практически ни одного ярко выраженного «лед зеппелиновского» риффа, а те которые есть, звучат скорее не как риффы, а как аккорды. Наверное, это связано с тем, что у гитариста в запасе не было ни одной заготовки, а придумывать что-то новое просто не было времени из-за аврального режима.
В общем, давайте разглянем все композиции по раздельности, тем более что их немного, а бонусов к альбому не было. Все песни написали Джимми Пейдж и Роберт Плант, кроме одной – «Royal Orleans», - соавтором которой числится и Джон Бонэм.
Сторона 1:
1). Achilles Last Stand (10:26). Это многосоставной эпичный боевик, который можно было бы назвать хэви-металлическим, если бы Джимми Пейдж повысил громкость на своей гитаре и уплотнил звучание. Однако и без этого песня является изюмом альбома, и к ней нет совершенно никаких претензий. Критиковать тут совсем нечего, потому что сыграно все прекрасно, и особенно впечатляют множественные гитарные соляки. Пожалуй, вместе с «закрывашкой» «Tea for One» это те два шедевра, которые определили весь альбом.
2). For Your Life (6:21). А вот тут можно поспорить. Песня неоднозначная, на сборнике могла бы смотреться хорошо, но только не вторым номером. По-моему, Пейдж с Плантом решили повторить успех «In My Time of Dying» с предыдущего альбома, но получилось совсем не то. Повторяю – сама по себе песня хороша, но совершенно сырая, и даже соло на гитаре какое-то неуверенно-флегматичное.
На видео: O2 Arena London, Celebration Day 2007 г. Воссоединившиеся для этого концерта "Зеппелины" впервые в своей истории играют эту песню "вживую", на барабанах - Джейсон Бонэм, сын Джона Бонэма. Песня звучит очень близко к оригиналу, и даже, может быть, лучше.
3). Royal Orleans (2:58). Эта очень веселая песенка в данной тяжелой аранжировке совсем не слушается, даже невзирая на прекрасный вокал Планта. Ее не спасает и рассчитанный на оригинальность «псевдо-зеппелиновский» рифф, который Пейдж пытается демонстрировать очень часто, но он не сильно впечатляет. Эта песня тоже для сборника.
Сторона 2:
4). Nobody's Fault but Mine (6:15). Долгое время эта песня была моей самой любимой на альбоме, кстати, и на концертных выступлениях она звучит просто прекрасно. Потом, конечно же, она мне поднадоела, но я все равно ее изредка прослушиваю со вкусом. Это самая «зеппелиновская» песня на альбоме, украсила бы любую пластинку группы даже в том «сыром» виде, в каком она есть, поэтому комментировать тут как бы и нечего.
5). Candy Store Rock (4:10). Эту песню трудно назвать «проходной», хотя все признаки «проходняка» налицо. Но если ее представить на альбоме «Led Zeppelin III», например, в сугубо акустическом варианте, то выглядела она бы прекрасно. Именно эта композиция как нельзя лучше подтверждает, что альбом провалился не из-за плохих песен, а из-за очень «сырого» их исполнения.
6). Hots On for Nowhere (4:42). Очень веселый номер, место ему на альбоме «Houses of the Holy», только, конечно же, с более четким рифом, а не так, как она реализована на «Presence». Да, в 1973-и году композиция была бы хитом, а вот в 1976-м она была попросту убита.
7). Tea for One (9:27). Классический «зеппелиновский» блюз, правда, совершенно не агрессивный, как другие блюзовые «коронки» LZ, а скорее флегматичный, предполагающий очень большую многозначительность. В этой песне Плант поет о том, почему так долго тянется время, и больше ни о чем. Он повторяет свой вопрос снова и снова, только в разных формах, поэтому этот блюз следует оценивать по музыкальной составляющей, а не по смысловой. Так вот – к музыке и ее исполнению никаких претензий нет, это несомненный шедевр, который, опять же, украсил бы любой альбом Led Zeppelin.
Итак, альбом «Presence» в принципе не так уж и плох сам по себе, если его не сравнивать с другими альбомами группы. Если бы музыканты имели побольше времени поработать над ним, то он не провалился бы в среде почитателей «Цепеллинов». Каждую из четырех песен, которые выделены мной как «не очень», можно было бы довести до ума достаточно легко.
Но что получилось, как говорится, то и получилось, поэтому нам остается восхищаться этим альбомом в том виде, в котором он достался нам от четырех очень хорошо понимавших в музыке музыкантов.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О LED ZEPPELIN НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Physical Graffiti» ~ вершина творчества Led Zeppelin в 1975-м. Некоторые нюансы записи альбома
Led Zeppelin «Houses of the Holy», 1973 г. – альбом прекрасный. Просто музыканты подкачали
Альбом Led Zeppelin IV. Как я его услышал в далеком 1976-м и какие у меня были впечатления
«Led Zeppelin II» ~ классический эталон, послуживший образцом для всего хард-рока 70-х