Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Существует распространенная точка зрения, что существовала альтернатива Москве, и что Русь могла пойти по другому пути, имея ввиду Новгородскую республику, Рязанское и Тверское княжества, в зависимости от того какое бы из них одержало верх. Но был и самый опасный для Москвы претендент на лидерство - Великое княжество Литовское, в котором основное население так же было славяно-русским.
Считается, что Московское княжество по сравнению с другими русскими землями занимало более выгодное географическое положение, и находилось на пересечении речных и сухопутных путей, которые можно было использовать как для торговли, так и для военных целей. Москва была прикрыта другими русскими княжествами, от угроз, особенно со стороны степи, что привлекало сюда переселенцев, и позволяло московским князьям собирать и накапливать силы.
Но практически в таких же условиях находилось Тверское княжество, оно было даже больше защищено, причем самим московским княжеством от угроз из степи. И на всём протяжении княжества с запада на восток, оно находилось на Волге, поэтому под контролем Твери оказались три торговых пути, в том числе главный путь из Новгорода в Персию, а значит и кратчайший путь из Новгорода в Рязанские земли и в Москву. А с запада Тверь и Москву защищали леса с не проходимыми болотами, поэтому основным путь с Запада на Москву проходил через земли верховьев Оки.
Новгородская республика имела больше возможностей для торговли с западными землями и государствами чем Москва и Рязань. В худших условиях было Рязанское княжество, которое граничило со степью, то есть было открыто всем набегам.
Русская равнина, в нашем случае её центральная и северо – восточная части практически одинаковы по рельефу местности, а в те далёкие времена, они не отличались и по обилию лесов и рек, за исключением множества болот на северо - востоке равнины. Да и климат мало чем отличался.
То есть расположение княжеств, на рельефе местности и климат были практически одинаковым, данные условия не могли выделить какое - то княжество из общего ряда. Значительную роль в судьбе Московского княжества сыграла активная политика московских князей. Будучи младшими князьями, они не могли надеяться занять великокняжеский стол по старшинству. Их положение зависело от их собственных действий. Они становятся самыми «заряженными» на захват лидерства князьями. Но этого мало, должен был быть какой - то ресурс ими задействованный, для достижения их целей, которого не было или отличало их от конкурентов.
Что же это за отличие? Арабский ученый Ибн Хальдун в 1377 году написал «Мукаддиму» - «Введение в историю», где раскрыл один из законов власти, это сплоченность и спаянность, которая зависела от жизненного уклада различных племен и народов, что позволяло племенам того времени в северной Африки, создавать новые государства, династии и захватывали богатые цивилизованные города. По аналогии, на Русской равнине таким спаянным и сплоченным племенем, или союзом племен были вятичи.
В научной работе А.А. Майорова «К вопросу периодизации истории земли вятичей», говорится, что земли вятичей начинают осваиваться киевскими князьями лишь в конце XI начале XII веков. Земли вятичей были поделены на три части. Одна из них земля будущего княжества Московского вошла в состав Ростово-Суздальской земли.
Другая земля с центром в городе Рязань, в будущем из этой части образовалось Рязанское княжество. Рязань сначала подчинялась Мурому и входила в Черниговское княжество. Добавлю, что у И.И. Срезневского в «Материалах для словаря древнерусского языка» найдём этимологию названия «рязань», которая произошла от слова резать. Еще в XIV - XV веках московские летописцы помнили, что гордые и воинственные рязанцы были потомками непокорных вятичей.
И третья часть, сохранила название Вятичей, она принадлежала Чернигову, но сохраняла свою автономию. Центром этой Вятской земли (включавшей земли сегодняшних Тульской, Орловской, Калужской областей с прилегающими районами) был город Дедославль. Непосредственное управление осуществляла местная знать, а верховным органом власти было вече, собиравшееся в Дедославле. Отметим, что древнерусский город Дедославль Черниговского княжества, находился у современного села Дедилово Киреевского района Тульской области.
Вятичи долго не покорялись киевским князьям и христианизации, в 1113 году в земли вятичей приходит монах, миссионер Киево-Печёрского монастыря Кукша проповедовать христианство. В результате чего Кукша был убит вятичами. Даже в начале XV века отстаивали свою веру: «В самом центре земли вятичей - городе Мценске (Орловской губернии) язычество находилось в упорной борьбе с христианством, и одна современная легенда, которая относит принятие христианской религии жителями этого города только к началу XV столетия, рассказывает об этом событии таким образом: в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича , сына Донского, мценяне не признавали ещё истинного Бога, почему и посланы были в том году, от него и митрополита Фотия, священники, со множеством войск, для приведения жителей в истинную веру. Мценяне ужаснулись, стали воевать…» (Журнал Министерства Внутренних Дел апрель1837 года).
Как считается, после уничтожения Черниговского княжества татарами, именно эти крепости стали убежищем потомкам и наследникам черниговских Ольговичей. С этих пор край получил название «Верховские княжества».
В летописях все князья киевоцентричны, то есть все выходцы из Киева, но как предполагает А.А. Майоров: «Впрочем, ряд историков сомневается в том, что «верховские» были потомками Рюриковичей, так как ДНК-анализ показал, что «потомки» Владимира Мономаха и Ольговичей имели разных предков. Впрочем, трудно представить, что за тысячелетнюю историю рода Рюриковичей все жены были верны своим супругам. Как бы там ни было, но есть мнение, что «верховские» были местными правителями Вятичей и пользуясь смутой приписали себе родословную.».
Князья, боровшиеся за власть на Руси, в своей борьбе опирались на местную знать из союза местных племён, со своими властными группировками, что не могло не влиять на поведение князей и их политику.
В северо – восточной Руси большую роль играло вече и знать(бояре). Примером тому является перенос князем Андреем Боголюбским своей столицы во Владимир, из- за боязни противодействия и заговора местного суздальского и ростовского боярства.
Князья пришедшие из Киевских земель полян должны были учитывать другие условия, сложившиеся в северо-восточной Руси, как отметил Фомин В.В. в статье «А.Г. Кузьмин и его вклад в изучение ранней истории Руси»: «Славянам и русам были свойственны разные формы организации. Это хорошо видно из показаний древней летописи - ПВЛ, где в недатированной части противопоставляются поляне - русь, славянская природа которой не вызывает у летописца сомнения, и собственно восточнославянские племена - древляне, радимичи, вятичи, северяне, кривичи. И эта запись Х в. отмечает наличие у полян - руси большой семьи, в которой младшие члены не имеют права голоса - кровнородственная община. У славянских племен северо-востока Русской равнины основой была малая семья, в которой сами молодые устраивают свои семейные дела, это так называемые территориальные общины (одновременно с тем фиксируются принципиальные различия в формах брака и типах погребального обряда три четвёртых моногамия и трупо положение у первых и полигамия и трупо сожжение у вторых, что дополнительно указывает на изначальное неславянское происхождение полянской руси). А разные типы общины предопределяют разные пути образования государств. Так, у народов, у которых была кровнородственная община, государство возникает как результат установления господства одного рода (племени) над другим и выстраивается лестницей соподчинения сверху вниз». То есть у полян – кровнородственная община, а у словен новгородских, кривичей, вятичей основа малые семьи. Поэтому у полян большие дома на 150-200 человек, а у северо – восточных от них славян дома на 20 -30 человек. Отметим, что опираясь на данные современной археологии, историки подтверждают выше указанные выводы.
Ешё раз подчеркнем, что при его образовании Московского княжества, главным племенем, вернее союзом племён были вятич. Отметим, что с юга московское княжество граничило с землями рязанских вятичей, а на западе с вятичами, так называемых «Верховских княжеств». То есть Москве было, что объединять, увеличивая территорию княжества .
Пассионарность вятичей не была исчерпана, о чем свидетельствует их длительная борьба против христинизации и власти киевских князей. Они занимали большую часть территории в междуречье Оки и Волги, чтобы выжить им было нужно увеличивать территорию своего обитания, что совпадало с планами московских князей, и они выполнили эту задачу.
С учетом того, что у вятичей была территориальная община, как отметил Фомин В.В. :«У народов, у которых существовала территориальная община, государство возникает иным путем, ибо такая община держится принципа равенства как внутри себя, так и в отношении к другим племенам и народам (ей совершено чужд культ рода и племени, ей не свойственны аристократические притязания, и в ее состав свободно принимаются чужеземцы, т.е. она легко ассимилирует и, в свою очередь, ассимилируются в иноязычной среде)».
Династия калитичей (от Ивана Калиты) поставленную задачу еще от Даниила (младшего сына Александра Невского) выполнила, объединив под своей властью Русь.
Итак, фактор союза племён является наряду с внешними – угроза воин, болезней основным в борьбе за власть княжеств на Руси. Историки так же сходятся во мнении о том, что Москва стала центром России, скорее всего, не только благодаря своему географическому положению, но и потому что, что около 200 лет в этом городе правили князья, которые строго выполняли завет своих предков, и были искушенными политиками, дипломатами и военными деятелями. Именно благодаря деятельности этих князей произошло объединение русских земель.