К роману Владимира Тендрякова «Покушение на миражи» я пришел довольно странным путем. Когда-то давно на волне юношеского интереса к фантастике мне в руки попал девятнадцатый том «Библиотеки Современной Фантастики», озаглавленный «Нефантасты в фантастике», одним из авторов которого и был Владимир Тендряков с повестью «Путешествие длинной в век». Честно говоря, тогда, подростком, я пробежал книгу мельком и совершенно не оценил — по сравнению с моими обожаемыми Саймаком, Азимовым, Стругацкими все это выглядело как-то бледновато и скучновато.
Несколько лет назад уже не помню по какому поводу я про этот том вспомнил (точнее, вспомнил, что в них были произведения Тендрякова и Шефнера), полез искать дополнительную информацию, и в итоге нашел этот роман. Колебался — читать или не стоит... и с тех пор успел уже дважды перечитать.
Вообще надо заметить что вполне заслуженный и популярный в СССР писатель Тендряков на протяжении практически всей своей литературной карьеры практически никакого отношения к фантастике не имел (одна повесть из той самой «БСФ», можно сказать, не в счет), и тем удивительнее, что когда он всерьез к ней обратился, то сумел создать настолько мощное и глубокое произведение.
Недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. «Покушение на миражи» - это не просто шутливое развлечение серьезного писателя. Напротив, Тендряков сумел максимально использовать фантастический элемент в своем романе, органично сплетая фантастическое допущение с реальностью.
Насколько важна роль отдельной личности в истории? На эту тему сломано огромное количество копий, создано множество теорий буквально от одного конца шкалы до противоположного, но единого мнения так и не существует (не сомневаюсь, что и у каждого из вас, мои дорогие читатели, есть свое собственное уникальное мнение на этот счет). В романе Тендрякова группа ученых решает проверить эти теории экспериментальным путем - создать математическую модель определенного исторического отрезка и ввести в нее определенные изменения.
Короче, они решают вынуть из истории Иисуса Христа. В их версии истории Иисус, как и множество других проповедников, бродивших по Израилю в то время, не поладил в Вифсаиде с местными ревнителями веры и был забит камнями, сумев только спасти от расправы своих малочисленных последователей…
Как повернется история? Сможет ли второй по значимости из основатель современного христианства, Павел, заменить Христа? Ответ на это должна дать суперсовременная вычислительная машина, программу для которой и создают герои романа.
Конечно, «сверхмощная» ЕС ЭВМ, для ввода данных в которую надо набивать множество перфокарт, у на с вами, смотрящих в экраны ноутбуков и смартфонов, ничего, кроме снисходительной ( а у людей глупых и недалеких — презрительной) улыбки вызвать не может. Но самом-то деле быстродействие ЭВМ никакого значения для сюжета не имеет, ведь понятно, что компьютер, невзирая на рабочее название романа «Евангелие от компьютера» - это всего лишь символ, необходимо-достаточное для раскрытия темы фантдопущение. Его можно запросто заменить, скажем, на квантовый компьютер — и совершенно ничего не изменится. Дело-то не в технике.
Структура у романа сложная. Прежде всего, это, конечно, повседневная жизнь персонажей: главного героя, ученого-физика, его семьи и коллег по «проекту» (которая почти наверняка придется сильно не по вкусу современным любителям «движняка», ибо социально-психологическая советская проза для них будет не намного понятнее даосских трактатов на мандаринском). Вдоль этой линии аккуратно распределены «сеансы философии», пространные размышления главного героя и его дискуссии с единомышленниками, которые больше напоминают публицистические статьи, чем художественную прозу, однако крайне важны для понимания романа в целом. Ну а самое главное, бриллиантовый клей, соединяющий воедино все полотно романа — это эпизоды, описывающие «альтернативную историю», появившуюся в результате эксперимента — преждевременную гибель Иисуса, обращение Павла, восстание рабов во времена Нерона и, пожалуй, самый сильный эпизод романа — путешествие Томмазо Кампанеллы в чудовищный антиутопический кошмар, в который превратился его «Город Солнца» из-за наивности своего создателя.
Ну а когда машина по собственной инициативе воскрешает Иисуса, поскольку занявшее было пустующую нишу «павлианство» начинает откровенно буксовать, перед героями романа встает простой и одновременно кажущийся неразрешимым вопрос: как такое может быть? О чем говорит такой результат? Это доказательство существования Бога или доказательство детерминированности исторического процесса, как непосредственно вытекающего из эволюционного?
Неудивительно, что хотя роман был закончен Тендряковым еще в 1982 году, опубликовать его удалось только в разгар перестройки, в восемьдесят седьмом (меня скорее удивляет, что его вообще опубликовали еще «при жизни» СССР).
Кто мы? Откуда? Куда идем? «Покушение на миражи» дает свой, для кого-то устаревший, а для кого-то — наоборот, неожиданный и свежий ответ на эти вопросы.
Если не боитесь его узнать — читайте роман.