Проблема преподавания литературы в школе никогда не теряет своей актуальности. Перед учениками, студентами, родителями да и самими учителями встает ряд вопросов: как сделать так, чтобы в цифровую эпоху чтение снова стало популярным? Как заинтересовать ребенка той литературой, которая писалась 100, 200 лет назад? Стоит ли вообще преподавать литературу в школе, или она должна стать факультативным предметом?
Спорным остается вопрос и про ЕГЭ. Этот экзамен кажется неприменимым к предмету, который нельзя понимать однозначно. Обучение же часто сводится не к живому диалогу на полемичные темы, а к банальному «натаскиванию» на сдачу экзамена. В любом случае у многих после школьных уроков литературы остается неприятный осадок. Предлагаем поразмышлять над тем, что не так с преподаванием литературы в школе.
Почему литература?
Мы так привыкли к тому, что литература входит в школьную программу, что даже не задаемся вопросом: а почему именно она? Почему не кинематограф, который в своих лучших проявлениях не хуже качественного литературного текста? Например, можно сопоставить фильмы Андрея Тарковского и романы Достоевского. Более того, современный школьник гораздо лучше реагирует на видео, чем на текст.
Конечно, сразу возникает мысль, что такой подход приведет к интеллектуальной деградации, дети разучатся думать, четко формулировать свои мысли и т.д. Но здесь опять же все зависит от фигуры преподавателя и от той формы проверки знаний, которая будет принята на таких уроках.
После просмотра фильма можно так же полноценно дискутировать, так же писать сочинения. Вовлеченность школьника может стать даже больше, чем после прочтения того или иного текста двухсотлетней давности.
К тому же не стоит исключать вариант, что подход к литературе через кино тоже может стать продуктивным. Мир за последние 50 лет изменился, школьники – тоже, поэтому нужно пробовать новые форматы работы с ними.
Еще одной проблемой является то, что литература в школе уже давно стала скучной повинностью. Чтение классики для большинства учеников оправдано только тем, что за непрочитанную книгу их ждет неминуемое наказание. От подобного подхода могли бы избавить именно факультативы, на которые ходили бы только заинтересованные и вовлеченные ученики, а у педагога было бы больше свободы в выборе материала.
Учитель литературы – кто он(а)?
Среди других предметов литература занимает особенное место, т.к. одно и то же произведение никогда нельзя понять однозначно. Здесь крайне важна фигура преподавателя. Педагог должен быть думающим человеком, который имеет свою позицию, для которого текст – это не набор тех или иных литературных приемов, штампов, а живой процесс.
Безусловно, формальная сторона в преподавании литературы тоже важна. Когда ученик понимает, как именно сделан текст, он может глубже понять и скрытые смыслы произведения. Но структура – это еще не все. Литература – это пространство для дискуссий, мнений, которые могут кардинально отличаться друг от друга.
Думается, что учеников привлекает именно возможность высказаться. Особенно это касается старшеклассников, которые только формируют свое мировоззрение и которые очень чувствительны к разного рода фальши. А именно эту фальшь им и преподносят под видом литературы. Часто бывает так, что педагог говорит заученные фразы, не призывает вдуматься в написанное, а просто повторяет все то, что диктует ему учебная программа.
Все эти проблемы обостряет финальное тестирование, которое ждет в конце одиннадцатого класса. Если при живом общении с учителем ученик еще может показать свой кругозор и вовлеченность в анализ текста, то при сдаче единого экзамена он должен выдавать клишированные ответы. Конечно, можно возразить, что правила ЕГЭ не запрещают аргументированно высказывать свое мнение, но кажется, мало кто захочет рисковать баллами, споря с общепринятой трактовкой, скажем, Онегина.
Выбор литературы
Еще одной проблемой школьного образования является подбор литературы. Наверное, не будет преувеличением сказать, что изучение «Тараса Бульбы» в седьмом классе воспринималось многими с ужасом. Дело не только в том, что события, описанные в этой повести, не очень волнуют современного школьника, но и в тех языковых трудностях, с которыми он сталкивается, открыв произведение.
Буквально на первой же странице можно встретить множество непонятных слов: «подрясник», «бурса», «дюжий» и т.д.
Конечно, чтение литературы, помимо всего прочего, позволяет пополнить словарный запас, но этот процесс должен быть еще и увлекательным. Если из школы будут выходить люди, которые никогда в жизни больше не захотят иметь дело с литературой, то это означает, что система образования не выполнила свою работу. Из школы должны выходить люди, которые понимают, что от чтения можно и нужно получать удовольствие.
Нельзя сказать, что нужно убрать всю классику, но в программе должна быть и та литература, которая понятна современному ребенку или подростку, для восприятия которой ему не требуется проводник. Сейчас есть множество книг, главными героями которых являются именно подростки.
Более того, существуют книги, которые рассказывают о проблемах, с которыми неизбежно сталкивается взрослеющий человек. Именно через эту литературу педагог может обсудить с подростком волнующие и болезненные темы: социализацию, сексуальность, зависимость, насилие, инвалидность и т.д. Как правило, когда об этом заходит речь, возникает вопрос, насколько уместными могут быть такие беседы и такая литература; возникает ряд опасений как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Однако не стоит забывать, что эти книги пишутся именно для подростков и про подростков. Ребенок может идентифицировать себя с героем произведения, включиться в сложный, противоречивый, но такой важный диалог. Ведь всегда лучше проговорить проблему и возможные пути ее решения, чем ждать, когда она произойдет в жизни.
Среди современных книг, которые могли бы заинтересовать школьника, можно назвать такие:
Мариам Петросян «Дом в котором…»
Джон Грин «Виноваты звезды»
Роланд Смит «Пик»
Джонатан Сафран Фоер «Жутко громко и запредельно близко»
Джефф Кинни «Дневник слабака» и многие другие.
Кажется, что современное преподавание литературы в школе должно стать более многогранным. Педагогу необходимо использовать новые форматы взаимодействия с учеником и художественным текстом. Списки же изучаемой литературы тоже необходимо пересмотреть и добавить в них те книги, которые были бы близки ребенку по духу, эпохе и затронутым в них проблемам.
А как вы считаете, нужно ли пересмотреть школьную программу? И какую книгу вы бы добавили в нее от себя? Давайте соберем свой список из ваших рекомендаций!
Переосмысление школьной литературы не означает, что из нее нужно убрать классические произведения, ведь они зачастую не менее интересны. Но вкус к таким текстам очень часто приходит гораздо позже.
Если вы сейчас учитесь или же читаете просто для себя, обратите внимание на наш курс «История русской литературы»!
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!