Найти тему
I_drom

Валаам: противоречивые впечатления от посещения во время пандемии

Очередное свидание с Карелией мы решили украсить поездкой на Валаам. Знаковый монастырь на острове в крупнейшем пресноводном озере Европы, посещаемый первыми лицами и толпами паломников. Популярность иных мест меня никогда не отпугивала - от Кижей, вот, я остался в восторге несмотря на огромное количество интуристов. Но увы, Валаам для меня пал жертвой коронавирусных ограничений, что стало, пожалуй, самым заметным следом пандемии во всём путешествии. Ну, если не считать того, что мы вообще в Финляндию собирались. Стоя у причала Сортавала под проливным дождём среди крепких тёток, активно прокладывающих себе локтями дорогу к хорошим местам на корабле, мы вообще сомневались, стоит ли туда ехать. Но победило желание увидеть хоть что-то новое, против перспективы застрять на целый день в Сортавала, которую и так уже исходили в прошлый раз. Жалеть о решении не пришлось, но всё же осталось стойкое ощущение, что Валаам прошёл как-то мимо и в нормальных условиях тут можно увидеть гораздо больше.

1. Проблемой стало то, что из-за ковида на Валаам допускали только с экскурсией. Нельзя было просто взять и сплавать туда, погулять, насладиться природой и архитектурой. Обязательно полтора часа прослушать ликбез. Без экскурсии на корабль и на территорию монастыря не пускают. В обычное время на остров ходит достаточно большое количество разнообразных суден, в том числе, как я понимаю, частных. Но летом 2020-го попасть туда можно было только на официальном "Метеоре" от паломнической службы Валаама:

2. У меня сложилось впечатление, что ни о какой заботе об эпидемиологической обстановке тут и не пахло. Чем обязательное выслушивание экскурсии могло уберечь от коронавируса, я так и не понял. Наоборот. Народ группируется вокруг гида плотной кучей, толкаясь локтями, а уж при поездке на "Метеоре" ни о какой социальной дистанции и речи быть не может. Как огурцы в рассоле. Зато денег даже самая минимальная возможность попасть на остров стала требовать гораздо больше.

-2

3. С погодой не очень повезло - если ещё вчера был полноценный солнечный летний день, то с утра дождь шёл не переставая. Даже процесс посадки в "Метеор", когда у тебя на руках ребёнок и коляска, сверху льёт как из ведра, места на корабле не фиксированы, а толпа пассажиров ломится внутрь как в магазин за дефицитным товаром, стал сильным стрессом. Естественно, сели в самой заднице, т.к. в таких условиях пришлось всех пропускать.

-3

4. "Метеор" идёт минут сорок. Сначала среди ладожских шхер близ Сортавала, потом в открытом озере. Затем показываются берега Валаама. По мере приближения к ним, вокруг становится всё больше разнообразных суден:

-4

5. Далее он заходит в Монастырскую бухту - изрезанный и мелкий пролив, отделяющий остров Скитский от острова Валаам. Именно на её берегу стоит сам монастырь, и пристань находится практически под его стенами. Сюда заходят только маломерные суда. О том, что ждёт пассажиров больших круизных лайнеров, - ниже.

-5

6. Здесь, пожалуй, пасмурная погода сыграла немного в плюс. Под свинцовыми тучами скалистые берега Валаама, сжимающиеся с обеих сторон по мере углубления в бухту, смотрятся особенно атмосферно. Было некое чувство трепета от попадания в какое-то необычное, потаённое место.

-6

7. Если почитать интернет, удивляешься тому количеству скандалов и неприглядных фактов, которые окутывают Валаам в его современной жизни. Начиная от принудительного выселения с острова мирского населения, жившего тут ещё со времён СССР, ведь на Валааме далеко не только монастырь существует, но и заповедник, и военная часть, и даже полноценный мирской посёлок...

-7

8. ...заканчивая дорогущей яхтой, подаренной монастырю нефтяниками и выставленной всем на обозрение при входе в Монастырскую бухту. При том, что где-то в глубине острова есть ещё и личная резиденцией патриарха, складывается впечатление, что Валаам - это нечто большее, чем просто монастырь.

9. Дополняет эту мысль и история острова и монастыря. Как и вся западная часть Карелии и Ленобласти, Валаам много лет входил в состав Финляндии, как в границах Российской Империи, так и независимой. Нельзя сказать, что это исконная финская земля, хотя иные особо одарённые русскоязычные деятели даже основание монастыря приписывают финской православной церкви. Но и к сермяжной Руси, типа Суздаля, Новгорода или Оптиной пустыни, Валаам тоже не отнесёшь. Этакое суровое пограничье, которое не минула судьба многократных войн и захватов и которое неоднократно переходило из рук в руки.

-9

10. Наконец, Валаамская обитель - место красивое, но монастырский комплекс занимает лишь малую часть острова. Положа руку на сердце, в России хватает монастырей, архитектурно куда более интересных и при том куда более транспортно доступных. Про какие-то святыни федерального масштаба тут я тоже не слышал. Поэтому у меня вызывает некоторое удивление та бешеная популярность, которой пользуется Валаам у туристов и паломников. Готов предположить, что главную роль тут играет именно сочетание факторов: красивый монастырь на большом острове с уникальной природой. Интереса добавляет даже сама необходимость добираться сюда водным транспортом. Но вот нынешний порядок посещения как раз таки этим сочетанием насладиться не даёт.

-10

11. Летом 2020-го чтобы попасть на остров, как я уже сказал, надо было покупать экскурсию. Время пребывания на острове оказывалось ограниченным рамками отбытия корабля, и отойти куда-то далеко просто не представлялось возможным. Нам ещё в каком-то смысле повезло - посещение самого монастыря "открыли" буквально за пару недель до нашей поездки. За что платили до этого, я вообще плохо понимаю. Вот и мы сошли на берег и встали под дождём у причала ждать свою группу.

-11

12. В принципе, за шкирку никто не держал, конечно, но попасть на территорию монастыря можно было только в составе группы. А поскольку все экскурсоводы её  оставляли напоследок, хочешь не хочешь, приходилось за ними таскаться. Оставалось только удивляться, чем нахождение в составе экскурсионной группы оберегало нас, или монахов, от ковида. Видимо, экскурсовод обильно излучал пары ещё не зарегистрированной на тот момент вакцины...

13. Монастырь по отношению к бухте находится на холме. Первое, что приходится сделать по прибытию, - совершить крутой подъём. Наверху ожидает сначала ряд памятников и скульптур. Например, Андрею Первозванному. Или обелиск и часовня в честь посещения Валаама царскими особами. Они, соответственно, показаны на предыдущей серии кадров.

-13

14. Социалистическая эпоха обошлась с монастырём довольно жёстко, восстановление продолжается до сих пор. Во время Зимней войны советская авиация бомбила Валаам, находившийся под контролем Финляндии. Здесь базировались финские части. Братия, при том, эвакуировалась в Финляндию и на тот момент осталась лояльной скорее новой родине, хотя доля сочувствия к СССР тоже присутствовала. В 1950-м в монастырских постройках разместили интернат для инвалидов войны. Это ныне отреставрированное здание было для него основным. До недавнего времени в нём находился единственный коммерческий магазин на острове и квартиры мирян. Сейчас, вроде бы, ни того, ни другого нет:

-14

15. По соседству - летняя гостиница для паломников, построенная в 2012-м:

-15

16. Главный вход на территорию монастыря, в первый внутренний дворик, осуществляется через Спасские ворота. Справа - монастырские лавки:

-16

17. Первые ворота можно преодолеть без экскурсовода. За ними - дворик, образованный внешним и внутренним каре монастыря. Пройти дальше, к Спасо-Преображенскому собору, не позволят мрачные охранники в штатском.

-17

18. Собственно, львиную долю внешней красоты монастырю даёт одна постройка - Спасо-Преображенский собор с небесно-голубыми куполами, краснокирпичным низом и оригинальной колокольней. Именно ради него мы и ждали экскурсовода.

-18

19. Обозреть и сфотографировать собор гораздо удобнее снаружи, как минимум из первого внутреннего дворика, куда и так можно было попасть, а то и вовсе из-за пределов монастыря. Там, внутри, он плотно окружён другими постройками и практически не смотрится.

-19

20. Я честно несколько раз пытался встать рядом с группой и послушать экскурсовода, но надолго меня не хватало. Нет, женщина очень приятная, интеллигентная, вроде интересные вещи рассказывает. Но тратить свои четыре часа здесь, и без того урезанные проливным дождём, на погружение в мельчайшие детали монастырской жизни желания не было. Тут хотелось увидеть как можно больше, почувствовать, подышать, а уже дома длинными зимними вечерами полазить в интернете в поисках подробностей.

-20

21. Минут двадцать рассказывали, как монахи выращивают яблоки в саду. Ещё столько же - на скромную фотовыставку с видами Валаама и бородатыми монахами на фоне свечей. Странное чувство: я сюда приехал на это вживую посмотреть, а мне показывают фотографии.

22. Честно сказать, местами казалось, что она специально растягивает экскурсию, чтобы у туристов свободного времени вообще не осталось.

-22

23. Потом делается остановка у специальной беседки, где выступает вживую монастырский хор. Вот эта часть интересная, пожалуй. Пение действительно красивое. Но, как и в Суздале, исполняют они всего две-три композиции (или как в случае церковного хора это называется?), а далее предлагают купить диски или посетить их полноценный концерт.

-23

24. Далее предлагается обед. Забронировать можно было путёвку с питанием, с экскурсией в южной части острова и т.п. Мы взяли самую дешёвую, дабы просто попасть на Валаам, и не пожалели. Ели в итоге в том же кафе, что и наша группа, но за свой счёт. Кафе порадовало (как, впрочем, все трапезные в крупных российских монастырях в наше время). Вкусная еда с местным колоритом, невысокие цены. Фишка Валаама - элитные сыры собственного производства.

-24

25. Пока ждали заход на территорию, побродил по окрестностям. Тут монастырь плавно перетекает в тот самый мирской посёлок Валаам. Он то ли уже выселен, то ли ещё живёт, непонятно. В середине 2010-х тут происходила борьба местных жителей с братией и республиканской властью за своё право жить на родине. По состоянию на 2013-й здесь было около 450 жителей, далее статистики нет. Статей в интернете на эту тему много, все довольно мрачные.

-25

26. Ещё с советского периода тут осталось немало жителей, не связанных с монастырём. Сотрудники того самого интерната для инвалидов войны, заповедника, метеостанции. Наверное и кто-то из семей самих инвалидов оставался. В 2006-м посёлок включили в состав города Сортавала, с которым даже сообщения нет. Пишут, что всеми правдами и неправдами жителей толкали к переезду на материк.

-26

27. Честно сказать, как такового посёлка я и не увидел. Здания, в которых раньше жили миряне, уже вовсю используются в монастырских нуждах. Остались только какие-то хозяйственные постройки. В несколько сторон от монастыря расходятся хорошие грунтовые дороги. По всем острову, а также на соседних островах архипелага, с некоторыми из которых Валаам соединён мостами, раскиданы монашеские скиты.

28. Но времени куда-то сходить у нас, конечно, не было. Вскоре мы дождались-таки очереди для прохода внутрь. Одна из церквей в контуре внешнего каре монастыря. Большинство каменных построек - XIX-го века:

-28

29. Как я уже сказал, сам собор с внутренней территории нормально сфотографировать не получается. Тут можно полюбоваться на пару скульптур. Валаамский образ Пресвятой Богородицы и патриарх Алексий II:

30. Собор делится на нижний и верхний храмы. Верхний, судя по чужим фото, впечатляет своим масштабом и убранством, но нас, видимо, опять же, из-за ковида, пустили только в нижний:

-30

31. Но сам дворик красив:

-31

32. После посещения монастыря нам нужно было снова сесть в "Метеор" и, обогнув остров с запада, причалить к берегу в Никоновской бухте. Это единственное место на Валааме, где могут швартоваться большие круизные корабли: заход непосредственно к монастырю им недоступен. В нашу путёвку эта часть не входила, но иначе нас не смогли бы увезти на материк, так что нам повезло пару часов просто погулять по острову, пока экскурсантов организованно водили уже здесь.

33. Все пассажиры круизных теплоходов, которые ходят как правило из Москвы и Петербурга, начинают своё знакомство с Валаамом тут. Проблема в том, что до самого монастыря отсюда больше пяти километров. К нему ведёт т.н. Главная монастырская дорога. Пройтись по ней, конечно, лично для меня было бы ценнее даже, чем сам монастырь посмотреть, ибо это полноценное знакомство с островом. Но всё же, думаю, не все пассажиры недешёвых круизных кораблей к такому готовы. Возможно, их доставляют на маломерных судах. Возможно, на микроавтобусах. Но у нас на глазах пассажиры единственного стоявшего у причала теплохода небольшими группами, каждая со своим гидом с символикой судоходной компании, отправились в пешее путешествие.

34. В непосредственной близости от причала Никоновской бухты можно осмотреть крупный Воскресенский скит. Он целиком выстроен из красного кирпича, постройки датируются началом XX-го века. Тут тихо, спокойно и красиво. Вдобавок, пока мы ехали от Монастырской к Никоновской бухте, дождь кончился и выглянуло солнце. Словно для того, чтобы подчеркнуть контраст.

35. Остаток времени мы с удовольствием неторопливо погуляли по Главной монастырской дороге. Говорят, на Валааме свой особый микроклимат. Тут гораздо больше солнечных дней, чем на побережье, а также почти нет ветров. Так глубоко мы его прочувствовать не успели, конечно, но дышится тут действительно хорошо.

36. Сквозь деревья видно кончик залива Ладоги и крест на его берегу:

-36

37. Дошли ещё до одного скита - Гефсиманского. Построен также в начале XX-го века, но уже из дерева:

38. В какой-то момент Главную монастырскую дорогу преграждают старые массивные ворота. Интересно, от какой эпохи они остались и для чего вообще их строили?

39. Под конец вышли на берег Никоновского озера, одного из многих внутренних на Валааме. Внезапно опять пошёл дождь:

-39

40. Много путешествуя по России и часто оказываясь в монастырях, гадали, когда и где же наконец духовенство перейдёт грань недоверия к современным трендам и внедрит какое-нибудь мобильное приложение. И вот, впервые увидели подобное здесь:

-40

Валаам - место с красивой природой и своим особым микроклиматом, как в прямом, так и в переносном смысле. Тут интересная история, приятная архитектура и необычное месторасположение. Но в имеющейся системе интересен он будет всё же в первую очередь паломникам. С точки зрения обычного туриста денег и усилий, которые требуется потратить на его посещение, он не стоит. Гораздо логичнее съездить хотя бы на те же Кижи. Там всё то же самое, но в гораздо большей степени и без сложностей, связанных с религиозностью места. Надеюсь, подобное впечатление сложилось у меня из-за коронавирусных ограничений, и в обычное время тут комфортнее.

Если Вам понравился пост - ставьте лайки, это мотивирует писать дальше. Если есть, что сказать или обсудить, - пишите, с удовольствием отвечу. 😉 Также можно подписаться на канал - впереди много интересного.