ФИА Regnum задался вопросом о том, что такое ковидные права и как они укладываются в правовую систему России. Интервью агентству давала управляющий партнер Бюро Юлия Лялюцкая. Ссылка на публикацию агентства в комментариях.
Права человека в России имеют приоритетное значение, но Конституция позволяет ввести обязательную вакцинацию, сообщил РИА Новости заместитель председателя комиссии по защите социальных и экономических прав Ассоциации юристов России Дмитрий Липин.
Ранее уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова заявила, что в условиях пандемии сформировалось такое понятие, как "ковидные права", указав, что в некоторых случаях коллективное право имеет преимущество перед индивидуальным. Омбудсмен указала, что коллективное право имеет в данном случае преимущество перед индивидуальным правом, поэтому те меры, которые принимаются сегодня, имеют право на существование.
"Согласно Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Таким образом, права именно человека, а не общества или группы лиц, имеют приоритетное значение", — сказал Липин.
Вместе с тем он отметил, что та же Конституция гласит: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Комментирует управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры», адвокат Юлия Лялюцкая
Почему вопросы настолько глобальные обсуждаются в нашем обществе так походя и «между делом», в отличие от пустых и незначительных публикаций?
В условиях постсоветской действительности вопрос главенства коллективных или индивидуальных прав поставлен по сути впервые.
На мой взгляд, он и не может быть поставлен в такой форме. Постараюсь пояснить доступным языком.
Итак, права человека, согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 г - правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.
Конкретный объем и выражение таких прав в каждом государстве различно, в зависимости от политической структуры и развития общества.
И, конечно, международные нормативно-правовые акты, принятые по итогам трагедии 20 века, закрепили минимум таких прав, необходимый для дальнейшего гармоничного развития нашего общества.
Права человека подразделяются на субъективные - принадлежащие конкретному человеку - и коллективные - также принадлежащие конкретному индивиду, но в силу принадлежности к определенному сообществу.
Группы людей неодинаковы по социальным, этническим, возрастным и гендерным характеристикам, и, в силу этого, представляют общие интересы своих членов в том объеме, которого требует сообщество.
Как отмечал в своей статье заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук В.Е. Чиркин (Индивидуальные права, коллективные права и права осуществляемые коллективно, 2011 г.) такие сообщества могут приобретать некоторые специфические, в том числе конституционные, права и обязанности, отличные от прав и обязанностей входящих в такие группировки индивидов.
Однако проблема оформления конституционных положений о коллективных правах не разрабатывалась в юридической науке.
И до настоящего времени все правовые системы продолжают регулировать в первую очередь индивидуальные права.
Что касается коллективистского подхода к правам человека, то его отчетливое выражение можно найти в форме классового подхода в советских и социалистических конституциях.
В дальнейшем, часть из них была воспринята и капиталистическими странами, и в нашей жизни появились права трудящихся, профсоюзные права, права детей и ветеранов.
Если обратиться к указанной выше работе профессора Чиркина, то он выделяет как наиболее важные следующие коллективные права: право народа как особой общности на сопротивление угнетению, право наций на самоопределение в его различных формах, право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, право на политическую оппозицию, право сохранять и развивать свою этническую идентичность.
Как видите, коллективные права формируются и кристаллизуются по мере становление интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя назвать естественными и первичными. Это скорее правила, определяемые целями конкретного коллективного образования.
И ни один ученый не рассматривает коллективные права как простую сумму индивидуальных прав лиц. Так, не выделяет наука коллективного права на жизнь, коллективного права на образование, коллективного права на здоровье, коллективного права на частную собственность.
Потому что при таком подходе в коллективе нет и не может быть единых общих целей коллектива. Как нет среди людей единого понятия счастья, богатства, безопасности. Каждый индивид самостоятельно выбирает способ реализации своего индивидуального права.
Я допускаю, что сегодня общество столкнулось с необходимостью создания новой общности коллективных прав. Пусть даже иные называют их «ковидными правами». Наука о правах человека за последние 100 лет прошла колоссальный путь и продолжает развиваться и двигаться вперед.
Однако все новые общности коллективных прав должны в первую очередь создаваться для реализации конкретных целей коллектива, а во-вторых – проходить проверку «человеческим измерением» - правами индивида.
Коллективные права не могут игнорировать, противоречить или подавлять субъективные права каждого члена общества.
Исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации, но для этого, как правильно напомнил нам господин Липин, необходимо принятие или реализация положений уже действующего федерального закона, обеспечивающего снятие такой угрозы.
Статья ФИА Regnum https://regnum.ru/news/society/3309300.html