Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как Москва стала городом, с одним из лучших в мире общественным транспортом?

Общественный транспорт в Москве сейчас один из самых лучших в мире. Чего стоит только бесплатный wi-fi, которому удивляются многие приезжие из Европы (который, правда, местным не очень нужен, поскольку существует дешёвый мобильный интернет).
Чисто, уютно, и уже даже бомжами не пахнет.

Самый старый из видов транспорта, которые остались сейчас в Москве переживает не самые лучшие свои времена. Трамваи, некогда опутывавшие чуть ли не всю Москву, сейчас остались только на более или менее больших маршрутах. Место они уступили транспорту с лучшей (нет) рекламой в мире - электробусам.

А когда-то было все по-другому.
Вообще, первый общественный транспорт появился в середине XIX века. Хитрые кучеры еще не были ушлыми маршрутчиками, но уже придумали фразу "пока все места заняты не будут - не поеду". Средство перевозки пассажиров выглядело примерно так: извозчик + 1-2 лошади + телега с приделанными двумя скамейками спиной к спине. Зимой это были еще и крытые повозки. Помимо кучера был там еще и кондуктор (куда же маршрутке без него?)

Народ прозвал сие творение "Линейка",и начал с радостью пользоваться.
Естественно, такой транспорт был в основном для простолюдинов, ибо зажиточные и богатые старались пользоваться частными каретами. В общем, с годами ничего не поменялось.

Первое же подобие трамвая появилось в 1874 году, но успеха не снискало сие творение. Будучи по природе консервативными, люди продолжали использовать линейки, а "конка" спокойно ждала своего часа. И вот эта самая конка и была предшественником трамвая. Тот же вагон, только запряженный лошадьми, иногда даже двухэтажный.
Дабы уменьшить количество вырабатываемых отходов лошадьми, было задействовано немало сил, в том числе и из-за бугра. Добрые бельгийцы совместно с отечественными укладчиками выстроили пути общей протяженностью в 94км. Цену на билеты сделали специально дешевле, вагоны комфортнее, и количество любителей линеек стало резко уменьшаться. В итоге к концу века на маршруты выходило около четырехсот конок и до двух тысяч лошадей. В таком виде, и даже немного разрастаясь, конки дожили до 1912 года, когда их сменили уже показавшие себя с положительной стороны трамваи.

Самый первый трамвай, прошедший по маршруту, был запущен в 1899 году. Благо рельсы уже лежали для конок, так что осталось только модернизировать вагоны. Теперь там появились две скамьи на 20 человек плюс стоячие места, что добавило мотивации отказаться от линеек, которые уже окончательно доживали свой век, уступив место еще и извозчикам. Конки стали страдать больше от моральных унижений. Частенько, когда трамвай и конка встречались, пассажиры последнего дружно гоготали "Конка, конка, догони цыпленка!", а дальше трамвай начинал развивать бешеную скорость - 27 км/ч.

К 1912 году, при содействии городских властей (было специально создано транспортное бюро, которое выкупало и линейки, и конки, и дальше прокладывало маршруты), трамвай стал лидером общественного транспорта. После первой мировой войны протяженность дорог по Москве составляла около 324 километров. Но это никому особо не было нужно. Не забываем, что на дворе начинается гражданская война, а с войной приходят грабежи и разбои. Поэтому общественный транспорт быстро переквалифицировался под перевозку грузов, и с 1919 по 1921 работал в таком режиме. В этот период расцвет переживали извозчики. Когда же ситуация в Москве немного устаканилась, трамваи вновь понадобились народу.

Массовое проложение путей, а так же невероятно дешевые цены на билеты, допекли частников до того, что те устроили забастовку в 1923 году. Возможно, это было связано не только с оплатой, но и с тем, что исконно каретные места отбирались, и отдавались под депо/остановки для трамваев (на фото ниже та самая забастовка, хотя достоверных причин, а так же результата, найти мне так и не удалось, но выглядит эпично, поэтому пусть будет.
К концу 20-х годов трамвай вытеснил из города всех, кого можно, надолго став самым важным средством передвижения для москвичей.

Автор -
Дядя Ваня