К семейству электропоездов Иволга у меня очень хорошее отношение, так как уже полгода стараюсь пользоваться только ими при поездках на D1. Тот продукт, за который, в отличии от ЭП2Д, не стыдно. ТрансМашХолдинг в рамках Moscow Urban Forum представил 3 версию электропоезда в виде макета головного вагона. Посмотрим, что внутри.
В чём плюсы прошлых Иволг?
Для российского машиностроения Иволга стала новым витком развития. Это принципиально новый поезд, который отличается от прошлых поделок, уходящих корнем в серию ЭР2.
Новая компоновка вагона без тамбуров, которая не создаёт толпы при входе вагон и даёт больше свободного места. Более рациональная планировка салона для ближнего пригорода - меньше сидячих мест и больше поручней, для тех, кто едет стоя.
И главный плюс - использование асинхронного тягового двигателя (далее - АТЭД), который и издаёт характерный писк при старте (есть у Ласточек и Иволг). У АТЭДов, как правило, при сходных габаритах с коллекторными двигателями - больше мощность, меньшие энергозатраты. При этом система управлением двигателя весьма сложная в разработке и дорогая в производстве, что пока ограничивает количество Иволг на линиях. Для пассажира наличие АТЭДа - более плавный старт, разгон и торможение, меньше лишних шумов в салоне. Также явным плюсом для пассажира является и новые тележки с пневмоподвеской, которые делают ход поезда более плавным (сильно зависит от состояния путей).
К такому состоянию Иволга пришла не сразу, поезд начали испытывать с 2014 года, тогда как серийно производить - только с 2018 года. Всего выпущен 41 состав. Существуют два варианта поезда - Иволга 1.0 и Иволга 2.0. При этом первые 2 состава хоть и относятся к 1 версии, от серийных отличаются сильно. Основные отличия поколения 1 и 2:
- новая маска головных вагонов и новые двери;
- планировка салона;
- оснащение салона (столики, usb зарядка, место под вендинговые автоматы).
Особенности текущей версии
Все ныне существующие Иволги заточены под работы на ближнем пригороде, где и обитают. Основной полигон их работы - D1 и D2, где можно реализовать преимущества - быстрая посадка / высадка масс людей, хорошая динамика на коротких перегонах. Для дальнего пригорода такой вариант не подходит, хотя есть случаи когда их ставили на Дубну (2,5 - 3 часа от Москвы). Этим Иволга проигрывала Ласточке, которая хоть и является обрусевшим Сименсом, но имеет огромное количество вариантов планировки салона на все случае жизни тендеры. К преимуществам Ласточки относится и надёжность, так как платформа Desiro существует более 15 лет, а сервисные центры созданы по всей России.
Версия 3.0
Третья версия Иволги призвана уменьшить модельный разрыв с Ласточкой. Во-первых, Иволга 3.0 это не совсем привычная нам ЭГ2Тв, машина получила наименование ЭГЭ2Тв, вторая буква "Э" -означает принадлежность к городским экспрессам, которые работают в пределах 60 км маршрутов ( см. ГОСТ Р 55434-2013 Электропоезда. Общие технические требования (с Поправкой) - docs.cntd.ru).
По сути версия 3.0 сейчас рассматривается, как замена ЭД4М на маршрутах РЭКСа. На это намекают и более комфортные сиденья, по сравнению с прошлой Иволгой. Они больше похожи на те, что уставлены в двухэтажных Аэроэкспрессах. Добавились бонусные подлокотники и вертикальные поручни около сидений. Оптимизировали компоновку поезда, теперь в 11-вагонного составе станет на 50 сидячих мест больше.
В головных вагонах уже стандартно разместились крепления для велосипедов и самокатов. При этом в Ласточке вагоны с креплениями, как правило находятся во 2 и 4 вагонах. Так же в головных вагонах есть санитарные комнаты. Маска головных вагонов осталась прежней.
Какие изменения ждут нас в остальных вагонах пока-что не ясно, но сам макет намекает на высокую готовность проекта и скорее всего этот поезд мы сможем увидеть уже в 2021 году, хотя бы на испытаниях.
Изменения скорее всего затронут и механическую часть поезда, так как заявлена максимальная скорость в 160 км\ч. Сможет ли обновлённая Иволга дотянуть до результатов Ласточки, которая может спокойно держать скорость в 150-155 км\ч - покажет время.
Итог
Новая версия Иволги уже выглядит как более достойная замена устаревшим ЭП2Д и ЭД4М на маршрутах экспрессов. В перспективе на базе версии 3.0 могут быть созданы и полноценные межрегиональные экспрессы для линий Москва: Владимир / Тула / Калуга.