На рынке сейчас есть 2 CRM-системы, которые в основном используют в отделах продаж – Битрикс24 (Б24) и amoCRM (Амо). Очень часто эти системы становятся объектом сравнений, но те обзоры, которые я смотрел, очень фрагментарны и фокусируются на отдельных моментах. Моя цель – не сравнить 2 CRM (спойлер – они разные), а продемонстрировать возможности каждой из них.
По данным Cnews, доля Б24 в 2019 году составила 43,5%, в то время как доля остальных 8 компаний (amoCRM на втором месте), которые входят в топ-9, составила 30,8%. Стоит отметить, что эти 2 системы принадлежат 1С. Как я уже писал выше, эти системы бессмысленно сравнивать. Амо – это простая CRM для взаимодействия с клиентами, Б24 – полноценная корпоративная система для работы нескольких отделов.
Тестовый период
Мне больше нравится подход Б24 – компания предоставляет бессрочный период для тестирования, правда с ограничением функционала. Если вы и собственник, и продажник, и логист в одном лице, то вполне можно работать в тестовой версии. Кстати, всего можно подключить 12 пользователей.
Амо в этом плане скромнее – предоставляет всего 14 дней для ознакомления со своим продуктом.
Установка ПО
Б24 предоставляет возможность приобрести коробочную версию продукта. У «коробки» есть ряд преимуществ по сравнению с облаком:
- Безопасность. Все данные хранятся на вашем сервере, а не на виртуальной площадке.
- Полная кастомизация. Можно изменить логотип, цветовую схему, страницы и их содержимое, доработать интерфейс, бизнес-логику и много других интересных фишек.
- Разнообразные варианты интеграции. С системой можно интегрировать множество сторонних продуктов (1С, Asterisk и другие) и модулей.
- Дополнительный функционал. Который отсутствует у облачного решения.
С Амо можно работать только в облаке.
Интерфейс
Интерфейс относительно субъективное понятие. Вообще я сторонник минимализма, поэтому считаю, что Б24 перегружена всевозможными кнопками для настроек, шестеренками и выпадающими списками. Это значительно удлиняет процесс адаптации к системе новых пользователей, а некоторых может запросто оттолкнуть.
Амо, наоборот, может похвастаться легким и воздушным дизайном, с которым приятно работать.
Вариант работы с клиентами
В отличие от Амо в Б24 встроено 2 схемы работы с клиентами: 1) Лид → Сделка + Клиент и 2) Сделка + Клиент
Такая вариативная логика делает эту систему более универсальной для разных сфер бизнеса. Например, лиды можно использовать при большом количестве входящих обращений. После обработки их отдельным сотрудником создается сделка и передается ответственному менеджеру.
В Амо только классическая схема Сделка + Клиент.
Телефония
Несмотря на широкий выбор поставщиков телефонии в Б24 есть собственная телефония. Раньше это были простые звонки в браузере, теперь это продукт с широким функционалом. Правда возможности зависят от тарифа.
Возможности:
- Запись звонков
- Оценка разговора клиентом
- Выбор номера для исходящих звонков
- Детализация звонков
- Распознавание голоса в текст
- И много других интересных фишек
В Амо можно интегрировать только внешнюю телефонию.
Воронка продаж
Здесь у обеих систем классическая для продаж воронка в виде канбана. Можно сделать в виде списка и календаря (Б24). В Б24 реализовали туннели продаж – это логические связи между разными воронками.
У Амо своя фишка – digital-воронка. Смысл заключается в том, чтобы менеджер сопровождал клиента по всей воронке без навязывания и надоедания. CRM будет напоминать потенциальному покупателю о вашем продукте через интернет-рекламу, email-рассылки, рекламу в соц. сетях и рассылки в мессенджерах.
Задачи, проекты, отчетность
Обе CRM позволяют работать с задачами. В отличие от Амо в Б24 есть возможность отображать задачи в виде диаграммы Ганта. Иногда такой формат удобен. Что касается проектов, то они есть только в Б24. Проект представляет собой комплекс задач. В них можно назначать ответственных, делится информацией, контролировать сроки.
Отчетность – важный элемент любой аналитики. Б24 может похвастаться расширенной отчетностью. В списке 15 стандартных отчетов, в то время как Амо предлагает всего 3. Надо признать – сколько работаю в продажах, всегда дополнительно настраивал отчеты с привлечением специалистов. Стандартных отчетов не хватает.
Интеграции
У двух CRM есть возможность интеграции со сторонними продуктами. Отличие Амо от Б24 в том, что в этой системе большинство интеграций реализованы с помощью дополнительных виджетов, которые нужно докупать. Рейтинг у данных виджетов очень низкий, и отзывы не самые приятные.
Но это не значит, что у Б24 все идеально. Хоть это и продукт 1С, чтобы синхронизировать работу с 1С без танцев с бубном не обойтись.
Сайт и интернет-магазин
В Б24 завезли недавно новые фичи – например, теперь через CRM можно оперативно сделать сайт в конструкторе. В базе я насчитал 141 шаблон – все они разработаны под разные сферы бизнеса: доставка здорового питания, косметология, грузоперевозки и т. д.
Попробовал создать сайт для барбершопа. В настройках можно отредактировать картинки, текст, адаптировать под разные устройства.
Удобно, но у меня был опыт с Тильдой. На мой взгляд, Тильда значительно превосходит функционал Б24.
Но это еще не все. Б24 пошли дальше и внедрили в свою систему возможность создать интернет-магазин, который синхронизируется с CRM. Данная функция находится в режиме beta, и полноценно ее оценивать еще рано. Также через Б24 можно организовать доставку (интеграция с Яндекс.Go) и оплатить заказ онлайн. В Амо таких наработок нет.
Маркетинг
В Б24 есть маркетинговый функционал – CRM-маркетинг. В рамках данного блока предлагаются следующие инструменты:
- Сегментация клиентов
- E-mail / sms-рассылки
- Запуск рекламных кампаний (Instagram, FB, ВК, Яндекс.Директ, Google AdWords)
- Рассылка в мессенджерах
- Голосовой обзвон клиентов
- Генератор продаж
Чтобы оценить эффективность рекламы, можно воспользоваться сквозной аналитикой. В Амо подобный функционал отсутствует.
HR
Б24 позиционирует себя как ERP-систему, поэтому внедряет функционал для разных отделов. Не обошли стороной и отдел персонала. Во-первых, в Б24 можно автоматизировать процесс найма сотрудников (интеграция с HH.RU). Очень удобно оценивать работу HR-специалиста. Во-вторых, при приеме нового сотрудника, его просто адаптировать благодаря корпоративному мессенджеру, организационной структуре и задачам. В-третьих, всегда видно, кто из сотрудников на месте, у кого день рождения, а также понять, когда и где будет долгожданный корпоратив.
Автоматизация
В Б24 автоматизация реализована полнее, чем в Амо. С помощью автоматизированных роботов можно настроить работу с:
- Лидами, сделками, контактами
- Почтой
- Диском
- Календарем
- Живой лентой
- Списками
- Задачами
- Магазинами
- И многими другими операциями
В Амо все гораздо скромнее. Автоматизация там позволяет
- Создать сделку или сменить ее статус
- Создать новую или завершить действующую
- Отправить e-mail
- Сменить ответственного
- Запустить бота
- И т. д.
Другой функционал
В Б24 можно выставлять счета, формировать другие документы. В Амо тоже можно, но все это реализовано через сторонние виджеты. А здесь всегда есть риск неправильной работы и появление багов. В Амо можно создать личный кабинет для клиента. Он будет видеть статус заказа. Сам не пробовал, но если все работает, то это очень удобно.
Стоимость
Цены сложно сравнивать, потому что у систем разный функционал. На первый взгляд кажется, что порог вхождения в Амо дешевле. Однако не стоит забывать, что любые дополнительные функции там работают за счет платных виджетов (есть и бесплатные). В Б24 большинство необходимого функционала встроено в систему.
Вывод
Б24 является корпоративной системой для всей компании, Амо – это лишь «отдельный модуль Б24». Амо подходит для небольших компаний с простым продуктом, в продаже которого задействованы минимально или не задействованы вовсе смежные отделы. Также эта CRM обладает приятным и понятным интерфейсом, которым удобно пользоваться. Б24 этого очень не хватает. Я сторонник Б24 и даже если компания маленькая, но перспектива роста очевидна, то я советую внедрять Б24. В любом случае 2 эти CRM не идеальны, и в 99% случаев их нужно настраивать под себя.