Это был однокашник великого Ломоносова. Вдвоем они учились в Марбурге и Фрайберге. Потом пути ученых разошлись. Дмитрий Иванович Виноградов стал отцом российского фарфора и был погублен своим детищем. Ему исполнилось лишь 38 лет. К несчастью для изобретателя, изобретение оказалось государственной тайной…
Сын протопопа
Дмитрий Виноградов родился в кремле, но не в московском, а в суздальском. Его отец был протопопом и, наверное, мечтал, чтобы сын стал архиереем. Все к тому шло: выучившись в цифирной школе, мальчик проявил блестящие способности и попал в Москву, в Славяно-греко-латинскую Академию.
Осенью в 1735 году в судьбе пятнадцатилетнего отличника произошел поворот: Дмитрия Виноградова послали в университет при Академии наук. Вместе с ним в Петербург отправился великий одноклассник (Михайло Ломоносов), а также несколько других учеников.
Высокий шатен отличался не только талантами, но
«и неукротимым нравом, и буйным поведением, и расточительством, а также страстью к кутежам».
Это о Виноградове! Хотя и его холмогорский друг тоже не был ангелом.
Горный инженер
В 1736 году троих русских студентов – Михайло Ломоносова, Дмитрия Виноградова и Густава Ульриха Райзера – отправили в Германию изучать горное дело. Один был гением, другой большим талантом, третий – сыном советника берг-коллегии…
Три первых года три студента отучились в Марбургском университете у Христиана фон Вольфа, а с 1739 году осваивали горное дело в Саксонии, у Иоганна Фридриха Генкеля. Несмотря на свой «неукротимый нрав», Виноградов оказался терпеливее, чем Ломоносов. Ведь Михаил Васильевич стремился стать ученым, а не инженером. Решив, что получил от Генкеля все, что хотел, Ломоносов стукнул кулаком по столу и ушел от деспотичного учителя. А Виноградов прошел весь «курс молодого геолога».
Когда в 1744 году русские вернулись из Германии, их экзаменовал Винсент Райзер – отец одного из студентов, ставший к тому времени президентом берг-коллегии. К чести чиновника, он отдал пальму первенства не сыну. Райзер заявил, что
«Из всех иностранных мастеров не знает ни одного, который по знаниям превзошел бы Дмитрия Виноградова».
Поповский сын тут же получил чин бергмейстера (соответствует коллежскому асессору или майору) и дворянское звание. И… в жизни Виноградова произошел еще один внезапный поворот!
Больше он никогда не будет заниматься шахтами и рудниками.
«Хочу свой, русский фарфор»
«Белое золото» давно вошло в жизнь состоятельных европейцев. Китайское изобретенье оставалось очень дорогим. В начале XVIII века саксонцы научились производить свой фарфор, но постарались сохранить всю технологию в секрете. Тайной владело несколько человек во всей Европе, к 1740-м годам фарфор производился только в Мейсене (Саксония), в Севре (Франция) и в предместье Вены.
Россия могла лишь завидовать… и покупать керамику за золото. Легенда утверждает, недовольная Елизавета, беря в руки чашечку кофе, приговаривала:
Хочу свой, русский фарфор.
И тут случилось чудо. Саксонец Христоф Конрад Гунгер объявил, что обладает саксонским секретом и… тс-с-с! Государственная тайна! Фарфоровое производство – это золотое дно…
Надзор за тайным делом императрица поручила приближенному, барону Ивану Антоновичу Черкасову. Тот решил приставить к саксонцу «ученика», чтоб надзирал и бдел. Для этого из берг-коллегии выписали самого талантливого молодого инженера… вы, конечно, понимаете, кого. Указ гласил:
«Для некоторого дела».
Впрочем, «учитель» не спешил делиться со своим «учеником» секретами. Четыре года Христоф Конрад Гунгер водил за нос императрицу и барона Черкасова. За эти годы шарлатан сумел произвести всего полдюжины кривых черных посудин. В то время Дмитрий Иванович строил печи, проводил бесчисленные опыты, экспериментировал с материалом и температурой и… изобрел фарфор. Самостоятельно.
Полученная технология была секретом даже для его помощников. По требованию Черкасова, виноградовский дневник был зашифрован: ученый составлял предложения из слов всех языков, с которыми был знаком: от немецкого до древнееврейского.
Жизнь – вещь несправедливая. Шарлатана выдворили из России, изобретателя – приковали к заводу цепями. В буквальном смысле.
«Тяжесть трудов понесенных»
Первые, пробные изделия из белой гжельской глины, олонецкого кварца и алебастра Виноградов изготовил в 1748-49 годах. С 1750 года Порцелиновая мануфактура (Императорский фарфоровый завод) близ Петербурга наладила выпуск табакерок и мелкой посуды. Уже в 1751 году первую табакерку, созданную Виноградовым и его рабочими, поднесли Елизавете Петровне. В 1753 году производство поставили на поток. Барон Черкасов получил монаршую милость, а инженер Виноградов – шиш с маслом… Отношения изобретателя с начальством портились.
Дмитрий Иванович состоял на службе и, чтобы уехать с завода, должен был испросить отпуск. Черкасов отпуска ему не давал: на всякий случай. Чтобы не разболтал государственную тайну. Изобретателю это не могло нравиться. А если вспомнить про его «неукротимый нрав» и «склонность к кутежу»… Виноградов пристрастился к бутылке, потом попробовал бежать.
Если бы русский ученый не сумел открыть тайну фарфора, он жил бы дольше.
В 1752 году к изобретателю приставили капитана Хвостова. Этот невежественный, грубый человек следил за каждым шагом инженера. Конфликт разрастался. Виноградову угрожали побоями, отобрали у него шпагу. Во время обжига его приковывали цепью к печи.
Дмитрий Иванович все больше пил и все быстрее разрушал свое здоровье… В рабочем дневнике он написал на латыни:
«Ныне меня угнетает тяжесть трудов понесенных,
Краткая младость прошла, рано я стал стариком»
25 августа 1758 года, не покидая своего завода, Виноградов ушел из жизни. Русский фарфор не умер вместе с ним: полученную технологию изобретатель описал в двух сочинениях. До наших дней сохранился десяток изделий с клеймом Виноградова. От знаменитого ученого не осталось ни достоверного изображения, ни могилы…
Нам остается процитировать известный фильм о Ломоносове (там Виноградов тоже есть):
«Как страшна жизнь гения!»
Все мои статьи в оглавлении журнала «Нетривиальная история».
Читайте также:
…чтоб Кафку сделать былью! Как обошлись с героем 1812 года
Искусство умирать. Последний день Татищева
400 верст в один день?! Про скорость путешествий в экипаже