Найти тему
О Москве нескучно

История одного из самых старых московских мостов: а на вид и не скажешь, что ему так много лет

Оглавление

Правда ли, что этот мост намного старше, чем кажется на первый взгляд? Как ему посчастливилось сохраниться во время реконструкции московских набережных в 1930-х? Как мост выглядел в советское время, и почему этот вид считается и сегодня эталонным? А также - откуда взялось название моста? И как испортили конструкцию в 2000 году настолько, что она стала похожа на постройку брежневских времён? Об этом и не только расскажу сегодня.

Старше, чем кажется

Новоспасский мост располагается уже за пределами Садового кольца. Он соединяет Кожевнический вал, который берёт начало недалеко от Павелецкого вокзала, и 3-й Крутицкий переулок (он заканчивается у метро "Пролетарская"). На первый взгляд кажется, что это обычное сооружение брежневских времён. Однако так мост стал выглядеть только после 2000 года. На самом деле, его #история начинается намного раньше. В литературе нет единства относительно даты возведения моста.

Новоспасский мост. Вид в сторону Большого Краснохолмского моста. Фото отсюда: https://architectureguru.ru/novospasskij-most/
Новоспасский мост. Вид в сторону Большого Краснохолмского моста. Фото отсюда: https://architectureguru.ru/novospasskij-most/

Одни исследователи пишут, что это произошло в 1911 году, другие, что в 1912. До этого здесь был деревянный мост. Таким образом, Новоспасский в какой-то степени можно считать самым старым в Москве. Конечно, есть конструкции, построенные раньше. Но фактически в 1930-х на их месте возвели новые мосты, а старые были утрачены. Интересно, что Новоспасский один из немногих мостов, которые тогда не стали перестраивать. Он сохранялся практически в первозданном виде до начала 2000-х годов, когда он потерял свою историческую индивидуальность.

#Архитектура Новоспасского моста была не слишком выразительной. Оно и понятно - конструкция находилась на окраине города. К тому же сами набережные оставляли желать лучшего. На их фоне даже такой мост выглядел шикарно. Кстати, своё название он получил в честь Новоспасского монастыря, который находится на правом берегу Москвы-реки. В годы #СССР мост переименовывать не стали, поэтому его название оставалось неизменным на протяжении всего существования.

Сделали лучше, сохранив историю

В 1930-х годах русло и набережные Москвы-реки начали ремонтировать, потому что строился канал "Москва-Волга". Для него требовалось сделать хорошие набережные, поднять уровень воды, а также расположить мосты выше. Чтобы обеспечить свободное прохождение судов разных размеров. Все мосты в пределах Садового кольца были слишком низкими. Да и техническое состояние оставляло желать лучшего. Поэтому на их месте просто возвели новые конструкции.

Новоспасский мост до реконструкции 1937 года. Вид с современной Краснохолмской набережной, 1934.
Новоспасский мост до реконструкции 1937 года. Вид с современной Краснохолмской набережной, 1934.

Новоспасский мост решили не переделывать. Во-первых, он был в хорошем состоянии. Во-вторых, его небольшую ширину относительно всех остальных мостов (24 метра) посчитали достаточной, чтобы обеспечить хорошую пропускную способность для автомобилей и другого транспорта. Инженеры предложили всего лишь поднять старую конструкцию и разместить её над набережными.

Проект разработали архитекторы Н.Б. Соколов, а также братья Яковлевы - Константин и Юрий. Кроме того принимал участие инженер Ю.Ф. Вернер. Завершили #строительство в 1938 году. Мост подняли на 2,76 метра и поставили на новые береговые пролёты. Благодаря им, декор стал интереснее: появились полуарки, а также лестницы и гранитная отделка. Изменили внешний вид чугунных решёток на мосту. Теперь они напоминали плетёный узор.

Непростительное варварство

В целом, реконструкция получилась удачной. Мост стал лучше, как в техническом отношении, так и с точки зрения внешнего вида. Новоспасский соединил в себе историю и новые на тот момент технологии. Он хорошо сочетался и с архитектурой местности в целом.

К сожалению, в 2000 году московские власти затеяли новую реконструкцию моста. После неё Новоспасский изменился практически до неузнаваемости. Многие архитекторы и специалисты посчитали результат выполненных работ чудовищным и безвкусным. Исчезли старые арки между пролётами моста. Чтобы создать иллюзию их присутствия, архитекторы установили металлические листы, но получилось не очень.

Новоспасский мост после реконструкции 2000. Фото отсюда: https://sk-moskvich.ru/sightseeing/novospasskiy-most/
Новоспасский мост после реконструкции 2000. Фото отсюда: https://sk-moskvich.ru/sightseeing/novospasskiy-most/

К тому же, эти самые листы вибрируют при движении транспорта, особенно трамваем. Поэтому некоторые москвичи даже прозвали Новоспасский мост "пустой консервной банкой". Также новая конструкция получилась неудобной для пешеходов. Проход слишком узкий. И есть он только над тем участком, который находится непосредственно над рекой. Пройти до конца моста не получится. Нужно обязательно спускаться по лестнице на набережную и потом долго идти до улицы, в которую переходит мост.

Вот так Новоспасский мост из красивого исторического сооружения превратился в современный новодел. Так и не скажешь, что конструкция находится здесь с 1911-1912 годов. Визуально смотрится так, словно построили мост уже в 1970-х или позже.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!