После многолетних дискуссий в Турции официально стартовал один из крупнейших проектов в истории страны — строительство судоходного канала протяженностью 45 км, соединяющего Черное и Мраморное моря. Торжественная церемония, символизировавшая начало этой грандиозной кампании, прошла 26 июня при участии одного из главных идеологов проекта — президента Реджепа Эрдогана.
Новый путь между морями
Глава государства активно продвигал проект в последние десять лет, сталкиваясь с резкой критикой со стороны оппозиции и экологов. Один из главных аргументов в пользу искусственной водной артерии, приводимый его сторонниками, заключается в растущей нагрузке на Босфор, через который ежегодно проходит около 45 тыс. судов, что почти в два раза превышает его безопасную пропускную способность. К 2050 году, согласно прогнозам, поток грузов через пролив должен увеличиться еще в 1,5 раза.
С появлением гидротехнического сооружения шириной от 275 м и глубиной до 21 м удастся существенно разгрузить пока безальтернативный водный путь между двумя морями. По новому маршруту будет проходить примерно полтора десятка судов в сутки (пропускная способность — 185 судов). Вдоль канала власти планируют возвести жилые объекты для 1,2 млн человек. Предполагается и строительство шести мостов; с возведения одного из них длиной 1,6 км и стартовал проект.
На данный момент объект оценивается в $15 млрд, хотя ряд экспертов заявляет, что со временем стоимость может вырасти в 2-4 раза. Реализовать эту задумку планируется в течение ближайших шести лет. Сроки тоже многими подвергаются сомнению, отдельные наблюдатели считают, что работы могут затянуться на двадцать лет.
История в пять веков
Сама по себе инициатива турецких властей насчитывает без малого почти 500 лет. Еще в середине 16 столетия, когда Османская империя достигла апогея своего развития, по инициативе султана Сулеймана Великолепного, при участии одного из самых известных архитекторов Малой Азии Мимара Синана был разработан первый из известных проектов судоходного канала. Но воплотить его в жизнь помешала череда войн, которые вело государство. Попытка возобновить работы в этом направлении в начале 1590-х к успеху не привели.
Поднимался вопрос и на протяжении всех последующих столетий, но дальше разговоров и предварительных расчетов дело так и не доходило. К более детальному обсуждению вернулись в 1990-х, а в 2011-м, занимавший тогда пост премьер-министра Реджеп Эрдоган заявил о серьезных намерениях воплотить давнюю задумку в жизнь.
Изначально предполагалось, что объект будет сдан в эксплуатацию в 2023 году к 100-летию Турецкой Республики. Но по ряду причин, в том числе из-за активных действий противников, сроки пришлось передвинуть. И если до недавнего времени вопрос о начале грандиозной стройки продолжал висеть в воздухе, объявленный старт работ в июне 2021-го открыл новую страницу в истории проекта канала «Стамбул».
Проект любой ценой
Сам город, имя которого присвоено будущему объекту, в целом не поддерживает инициативу центральных властей. Экрем Имамоглу, член Народно-республиканской партии, избранный на пост мэра в 2019-м неоднократно выступал против строительства. По его мнению, искусственное сооружение разрушит водную экосистему региона, плюс нанесет серьезный урон экономике. В недавнем заявлении журналистам градоначальник заявил, что не может спать по ночам из-за мыслей об этом проекте.
В данный момент рассматривается дело, в рамках которого Имамоглу обвиняется в оскорблении Высшего избирательного совета в 2019 году, и в случае признания действующего мэра виновным, ему грозит наказание вплоть до тюремного заключения.
Городские власти в борьбе с проектом канала в большинстве своем поддерживают и жители Стамбула. По некоторым опросам, против строительства нового водного пути выступает до 80% граждан. Нередко звучат критические заявления и со стороны независимых ученых, которые говорят о негативных последствиях и для Мраморного моря, экосистема которого может серьезно пострадать.
В июне в городе проходили митинги против предстоящей стройки, а двумя месяцами ранее десятки бывших офицеров турецкого флота подписали открытое письмо, в котором выразили солидарность с жителями Стамбула и выступили против проекта. Буквально через несколько дней несколько адмиралов, чьи фамилии фигурировали в документе, были арестованы.
За время нахождения Эрдогана у власти реализовано или находятся в стадии строительства несколько знаковых проектов в истории Турции — тоннель под Босфором, новый аэропорт в Стамбуле, ставший одним из крупнейших в мире, большая мечеть Чамлыджа. Пополнится ли список новым грандиозным объектом, как бы банально это ни звучало, покажет время. Но настрой властей и отношение к оппозиции в этом вопросе свидетельствуют о вполне серьезных намерениях несмотря ни на что довести дело до конца.
Читайте: Польша строит новый судоходный канал, чтобы не заходить в воды России