В июне 1976 года Владимир Семёнович дал единственный концерт в Иркутске, это было импровизированное выступление с балкона дома на улице Сибирских партизан. Высоцкий жил в семье Леонида Мончинского. Утром после концерта соседка принесла огромный букет цветов, который поклонники по ошибке принесли к двери её квартиры.
Дочь Леонида Мончинского Люба отмечала день рождения и гость посвятил песню про попугая, которая вошла в альбом «Алиса в стране чудес». Позднее Люба гостила в Москве у Владимира Семёновича. В одном из интервью она вспоминала: «Я была на каникулах, и папа решил мне показать Москву.
Не успели мы начать наше знакомство с городом, как Вадим Иванович Туманов, у которого папа работал, попросил папу куда-то слетать. Дядя Сева Абдулов был на гастролях, заниматься со мной было некому, и роль воспитателя взял на себя Владимир Семенович. Признаться, я была несказанно рада! Помню, он сварил мне кашу. Очень вкусную, может быть, потому, что там было много сахара. Потом взял гитару и начал распеваться. Я слушала-слушала и говорю: "Дядя Володя, а не могли бы вы спеть "Опять от меня сбежала последняя электричка"! Был тогда такой модный шлягер.
Владимир Семенович смеялся до слез. Потом успокоился и говорит:
- Нет, подруга, давай я тебе еще разок про попугая спою.
И спел. И все было просто замечательно!»
Вернёмся в Сибирь. В июне 1976 года Владимир Высоцкий полетел в Бодайбо по приглашению известного старателя Вадима Туманова, ставшего впоследствии прототипом романа «Чёрная свеча».
На севере Высоцкий посмотрел работу артели «Лена», дал несколько концертов на производственных участках.
--Огромная столовая, народа много. Вынули окна, двери, и он два с половиной часа пел, – вспоминает Галина, жена Леонида Мончинского. --Дело к вечеру, вертолетчики начали торопиться, погода портится. И вдруг на непонятной «шушлайке» подъезжает бурят Яша, никогда не забуду. Когда он увидел, что всё сворачивается, и Володя идёт к вертолету, то чуть не разревелся. Он где-то по радио услышал, что Володя Высоцкий здесь, и поскакал, но не успел. И вот, Володя возвращается и еще два с половиной часа поет специально для этого бурята, а тот сидел и плакал».
Кроме Иркутска и Бодайбо Владимир Семёнович сделал короткую остановку на родине Евгения Евтушенко в Зиме, побывал в Листвянке, а вот доехать до деревни Глубокой, где находилась дача Мончинских не получилось, хотя много лет об этом ходили слухи. «Очевидцы» даже показывали пень, на котором гость якобы пил чай и пел песни.
Вместо Глубокой компанию с Высоцким начальник гарнизона «Чистые Ключи» полковник Абашидзе пригласил на стрельбище, организовав банкет. Мероприятие не понравилось и Владимир Семёнович решил уехать в Иркутск. Однако неприятности на этом не закончились. По дороге шофёр посадил голосовавшего у обочины мужчину, и тот случайно раздавил гитару певца…
Спустя 18 лет, в октябре 1994 года, на стене дома, где состоялся мини-концерт, была открыта памятная доска работы «Народного художника России» Бориса Бычкова.
Для участия в торжественной церемонии прилетел режиссёр Станислав Говорухин, снимавший Владимира Семёновича в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя». Финансировали проект известные в Сибири предприниматели братья Голышевы. Спустя годы почитатели таланта Высоцкого обнаружили досадную неточность на бронзовой доске, где указано, что Владимир Семёнович выступал с балкона в июле 1976 года, а на самом деле это произошло месяцем раньше.
Малоизвестные факты пребывания Владимира Семеновича в Сибири легли в основу документального фильма «Высоцкий в Иркутске» кинокомпании Юрия Яшникова.
Творческой группе удалось сделать большое открытие. Оказывается, Владимир Высоцкий отправлял семье Леонида Мончинского звуковые письма. Бобин с магнитофонными письмами было много, но в процессе переездов Мончинских плёнки почти все потерялись. Режиссёр фильма Павел Скоробогатов сумел найти одно из звуковых писем в архиве радиостанции «Эхо Москвы». Вот его содержание.
«Валентина Людвиговна и Любочка, я вот сейчас улетаю, к сожалению не попал к вам на дачу, попали мы с Лёней совсем в другое место, где было намного хуже, чем если бы мы поехали к вам.
Спасибо вам за гостеприимство обеим. Надеюсь, что мы увидимся в ближайшем будущем. И уж если я приеду, и вы меня примите, то с удовольствие воспользуюсь вашим гостеприимством, ещё буду жить у вас. Всего вам доброго, чтобы вы были здоровы. Приезжайте в Москву, я вас тоже буду встречать. Постараюсь. Все будет хорошо.»
Интервью с продюсером фильма Юрием Яшниковым можно прочесть здесь.