Найти в Дзене

Несметные сокровища. СТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕКЦИИ КИТАЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИСКУССТВА

Оглавление

У Вэйшань

Номер журнала: №3 2017 (56)

Китайский национальный музей искусства в Пекине (КНМИ) - единственный в Китае художественный музей государственного уровня. Строительство его началось в 1958 году, а официальное открытие состоялось в 1963-м, после того как музей украсили вывеской с иероглифами, написанными самим Мао Цзэдуном. Здание музея - своего рода символ национальной культуры нового Китая. Центральная его часть создана в стиле традиционной китайской архитектуры: с четырех сторон она окружена галереями и украшена желтой черепичной крышей. Площадь здания - более 18 000 м2; на пяти этажах расположены 17 выставочных залов общей площадью 8300 м2. Вокруг здания разбит парк площадью 3 км2, где выставлены скульптуры. Площадь фондохранилища музея составляет 4100 м2.

В последние годы КНМИ, следуя государственному курсу на развитие национальной культуры, планирует возведение нового корпуса площадью 128 600 м2 недалеко от знаменитого стадиона «Птичье гнездо» в Олимпийском парке Пекина. Его строительство одобрено Правительством КНР и является одним из главных проектов.

Здание спроектировано французским архитектором Жаном Нувелем совместно с Пекинским институтом архитектурного дизайна.

Китайский национальный музей искусства. Фотография
Китайский национальный музей искусства. Фотография

Как музей государственного уровня, КНМИ занимается комплектованием, сохранением, изучением, экспонированием и популяризацией произведений китайского и зарубежного искусства. Исследовательская работа и подготовка выставок неизменно являются основными направлениями работы музея - ежегодно здесь реализуется более ста проектов, включая фондовые выставки из собственных коллекций и произведений, полученных в дар, международные обменные выставки и по заявкам экспонентов. Музей ориентируется на высокие стандарты выставочной деятельности, уделяя особое внимание качеству экспозиций. Многие выставки КНМИ имели большой отклик в обществе. Среди них, например, «Наследие кисти и туши: избранные произведения современной каллиграфии», «Поиск причудливых пиков: избранные произведения XX века в жанре "горы и воды"», «Несметные сокровища: выставка шедевров из коллекций десяти крупнейших музеев Китая», «Путь Китая в искусство ХХ века: китайские художники в СССР», «Китайская мечта через призму изобразительного искусства: выставка, посвященная празднованию 65-летия со дня основания КНР», «Истории в картинках: выставка оригиналов комиксов ляньхуаньхуа из собрания КНМИ», «Диего Ривера - гордость Мексики», «Народные художники: Лао Шэ и Ху Сецин», «Серия выставок произведений из фондов Китайского национального музея искусства: образ народа», «От источника до вдохновения: национальные мотивы в польском дизайне».

Китайский национальный музей искусства: выставочный зал. Фотография
Китайский национальный музей искусства: выставочный зал. Фотография

Музей уделяет большое внимание диалогу с другими странами в сфере искусства. Благодаря команде специалистов с большим опытом проведения международных проектов, обширным фондам (более 100 000 единиц хранения) и тесному контакту с деятелями искусства Китая музей неизменно поддерживает высокое качество подготовки, организации и проведения выставок. Основная цель культурного обмена - привлечь зарубежное искусство в Китай и одновременно вывести искусство родной страны на мировую арену. В то же время КНМИ стремится претворять в жизнь проекты международного уровня: музей принял более 170 зарубежных выставок, в том числе «От Тициана до Гойи: шедевры Музея Прадо», «Итальянское искусство и итальянская жизнь», «300 лет американского искусства: адаптация и реформы», «300 лет русского искусства: шедевры Государственной Третьяковской галереи», «Шедевры французского импрессионизма», «Шедевры Венского музея истории искусств», «Детское любопытство и естество: живопись Пьера Каррона, члена Французской Академии изящных искусств», «Победа: 1945-2015! - выставка российского искусства в память о 70-летии победы над фашизмом», «Сила черно-белого: классика Кете Кольвиц». Музей организовал более 80 выставок своего собрания за рубежом: во Франции, Мексике, Сингапуре и других странах, которые продемонстрировали достижения и тенденции развития искусства Китая.

ГАО ЭРШИ. Лю Чжэнь, стихи о пире князя. 1970-е 
Бумага, каллиграфия. 41 × 39. Фрагмент
ГАО ЭРШИ. Лю Чжэнь, стихи о пире князя. 1970-е Бумага, каллиграфия. 41 × 39. Фрагмент

В 2004 году в музее был основан отдел общественного образования, сфера деятельности которого непрерывно расширяется, и образовательные программы стали одним из важнейших ее направлений. Отдел полностью взял на себя социальную функцию музея как «школы эстетического воспитания». Он работает с обширной аудиторией как внутри страны, так и за рубежом: посетителями его мероприятий стали уже около миллиона человек. Активно налаживаются контакты с высшими учебными заведениями, музеями, фондами и другими организациями, а также с отдельными специалистами, развиваются взаимодействие и диалог в этой сфере. Совместно с Институтом Образования при Колумбийском университете (США) и Музеем Лувра КНМИ провел конференции по просветительской деятельности музея, большое число мероприятий в рамках международных выставок, организованных в сотрудничестве с музеем Соломона Гуггенхейма (США), Колледжем Сан-Ильдефонсо (Мексика) и другими организациями.

У ЧАНШО. Зелeная слива. 1916 
Живопись гохуа. 148,5 × 160
У ЧАНШО. Зелeная слива. 1916 Живопись гохуа. 148,5 × 160

Сердце КНМИ - его огромные многообразные фонды, формировавшиеся на протяжении многих лет. Прежде всего этим обусловлены успехи музея и в выставочной, и в образовательной деятельности, а также в международном обмене. Собрание музея создавалось благодаря средствам, специально выделенным Правительством Китая на приобретение произведений искусства. Многие деятели культуры, художники, коллекционеры, чувствуя ответственность перед обществом, пополняют ресурсы КНМИ щедрыми дарами. Первую партию произведений музей получил в дар в 1961 году, еще на этапе своего становления. Собрание охватывает период от эпохи Мин и Цин до современности, включая китайскую живопись, ярко отражающую процесс ее развития в XX веке. В музее также широко представлено зарубежное искусство.

ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКЦИИ

В настоящее время собрание музея отличается огромным разнообразием - это традиционная китайская живопись гохуа, масляная живопись, гравюра, скульптура, новогодний лубок няньхуа, комиксы ляньхуаньхуа, плакаты, карикатура, акварели, гуаши, наброски, иллюстрации, лаковая живопись, фотография, каллиграфия, народное искусство, зарубежное искусство, инсталляции и многое другое. По уровню и объему своей коллекции КНМИ занимает уникальное место на международной арене. Только живопись насчитывает более 100 тысяч произведений. Среди них работы известных китайских художников, отражающиe историю развития китайского искусства с акцентом на XX век, а также великолепные образцы народного искусства. Это произведения таких мастеров, как Су Ши, Тан Инь, Сюй Вэй, Жэнь Бонянь, У Чаншо, Хуан Биньхун, Ци Байши, Сюй Бэйхун, Линь Фэнмянь, Лю Хайcу, Цзян Чжаохэ, Пань Тяньшоу, Ли Кэжань, Дун Сивэнь, У Гуаньчжун, Чжу Дэцюнь, а также каллиграфия Юй Южэня, Гао Эрши, Ша Мэнхая, Ци Гуна и других. В собрании имеются произведения таких признанных в мире художников, как Пикассо, Дали, Кольвиц, Энсел Адамс.

ГАО ЭРШИ. Лю Чжэнь, стихи о пире князя. 1970-е 
Бумага, каллиграфия. 41 × 39. Фрагмент
ГАО ЭРШИ. Лю Чжэнь, стихи о пире князя. 1970-е Бумага, каллиграфия. 41 × 39. Фрагмент

Важной частью деятельности музея является комплектование собрания. Еще в «Программе строительства музея» (конец 1950-х) были указаны такие задачи, как «комплектование, сохранение, изучение, систематизация и экспонирование лучших произведений изобразительного искусства Китая разных периодов, в особенности работ современных профессиональных художников, художников-любителей и представителей малых народностей Китая».

ЦИ БАЙШИ. Креветки 
Живопись гохуа. 68,8 × 33,7
ЦИ БАЙШИ. Креветки Живопись гохуа. 68,8 × 33,7

ИСТОЧНИКИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ

На протяжении долгих лет в музей поступали произведения, экспонировавшиеся на крупных государственных выставках и отмеченные наградами, таким образом, была накоплена коллекция лучших работ современных художников. Благодаря «Государственной программе поощрения коллекционирования и передачи в дар изобразительного искусства XX века» собрание КНМИ пополнилось произведениями изобразительного искусства и архивными документами XX века большой исторической и научной ценности. С конца 2004 года музей получил в дар около 80 коллекций, в его собрание вошли работы таких авторов, как Чжан Дин, Ли Пинфань, Ван Ци, Цзэн Чжушао, Хуа Тянью, Су Тяньцы, У Цзожэнь, Цзинь Шанъи, У Гуаньчжун, Чжу Дэцюнь, что позволило со всей полнотой показать эволюцию изобразительного искусства в Китае в XX веке.

Собрание произведений современного искусства в КНМИ

Китайская культура на протяжении нескольких тысяч лет развивалась изолированно, однако, столкнувшись с внешним миром на рубеже XIX-XX веков, была вынуждена ступить на путь реформ и обновления. Такие центры, как Гуанчжоу и Шанхай, первыми открылись современным веяниям. Именно там зародились художественные школы Линнань и Хайшан, которые и положили начало развитию современного китайского искусства. Школа Линнань представлена картинами таких известных живописцев, как Цзю Лянь, Гао Цзяньфу, Хэ Сяннин и Чэнь Шужэнь (в собрании 116 произведений Чэнь Шужэня). Школа Хайшан представлена 106 работами Жэнь Боняня и 189 работами У Чаншо. К числу великих мастеров рубежа XIX-XX столетий, ставших на путь нового искусства, принадлежат Ци Байши и Хуан Биньхун. Ци Байши на склоне лет поменял манеру письма и создал стиль «красные цветы и черные листья», в котором воедино слились немногословная лиричность традиционной живописи интеллектуалов вэньжэньхуа и жизнерадостность народного искусства. В собрании имеется 410 шедевров Ци Байши разного времени. Творчество Хуан Биньхуна - воплощение лучших образцов традиционной китайской живописи, его произведения отличаются изысканным сочетанием простоты композиции и богатства колорита, выявляя внутреннюю красоту вещей, его творчество представлено 129 работами. В начале XX века пионеры нового китайского искусства, обучаясь в Европе, Америке и Японии, освоили приемы западной живописи и привезли их на родину. Благодаря своему творчеству и просветительской деятельности они стали первопроходцами западного направления в искусстве Китая. В собрании КНМИ хранится серия иллюстраций в черно-белом цвете к поэме «Песнь о бесконечной тоске» кисти Ли Иши, первым учившегося в Англии, а также два пейзажа У Фадина, первым учившегося во Франции. В коллекции музея находится 41 работа Ван Юэчжи, прошедшего обучение в Японии и ставшего основоположником движения за развитие масляной живописи с национальным характером. Кроме того, в собрании представлены картины Фэн Ганбая, Чэнь Баои, Гуань Цзыланя, Янь Вэньляна, мастеров периода становления масляной живописи в Китае.

ЦЗЯН ЧЖАОХЭ. Беженцы. 1943 
Живопись гохуа. 200 × 1202
ЦЗЯН ЧЖАОХЭ. Беженцы. 1943 Живопись гохуа. 200 × 1202

С началом Войны сопротивления Японии (1937-1945) искусство тесно переплелось с судьбами народа и жизненными реалиями того времени. Гравюра, карикатура, масляная живопись отражали жизнь людей, выражали боль народа и вдохновляли на освободительную борьбу. Таковы работы «Взреви, Китай» Ли Хуа, «На передовую» Ху Ичуаня, «Пока враг рыщет в горах» Янь Ханя, а также гравюры Е Фу, Ло Цинчжэня, Чжан Янси, Чжан Хуайцзяна. В собрании музея находится шедевр мирового уровня - монументальный свиток «Беженцы» (200 х 1200) кисти Цзян Чжаохэ. Художник глубоко сопереживал бедствиям народа, изображая трагическую жизнь людей, вынужденных скитаться без крова и приюта под пятой японских захватчиков. Картина производит сильное впечатление и заслуженно считается одним из сокровищ КНМИ. К шедеврам того же периода относится скульптура «Бомбежка» Хуа Тянью, одного из китайских скульпторов, которые первыми учились во Франции. Среди гравюр антияпонской тематики особого внимания заслуживают те, что выполнены художниками из освобожденных районов Китая. Это работы Гу Юаня, Янь Ханя, Ли Цюня, Лю Сяня и других мастеров. В 1940-е годы вслед за пробуждением национального самосознания многие деятели искусства на волне так называемого «северо-западного строительства» и «освоения северо-западных земель» отправились в регионы КНР: Шэньси, Ганьсу, Цинхай и Синьцзян. Во время своих странствий художники много писали с натуры, изучая достопримечательности и жизнь местного населения. С этим направлением связаны такие имена, как Чжан Дацянь, Чжао Ванъюнь, Гуань Шаньюэ, Ли Сюнцай, Ван Цзыюнь, Дун Сивэнь, У Цзожэнь, Сыту Цяо, Хань Лэжань, Чан Шухун и другие. Из произведений этих художников сформирована тематическая коллекция, которая выставлялась в городе Чунцин и автономных округах Синьцзян, Гуанси и Нинся.

Читать далее