Моя подруга - столяр. И сегодня необычная статья: обычно я пишу лишь свой опыт, а сегодня разберу проблему на примере бизнеса моей подруги. Точнее, это любимое дело её жизни. Подруга создаёт потрясающие предметы: деревянные доски для кухни. Некоторые - как произведение искусства.
И на примере досок для кухни, а так же «закулисья» такого проекта, я попробую понять: почему у нас не ценят ручной труд.
Привет! Вы на канале Расплетая орегано, меня зовут Даша - я фотограф и автор кулинарной школы Easy cooking. Здесь я учу готовить не только вкусно, но и стильно. А еще - готовить интуитивно и легко, ведь еда - это творчество!
Скажу сразу - это не реклама «бедной и несчастной» девушки-столяра.
Наоборот, у моей подруги Яны и её проекта Crickets Home дела идут очень хорошо, спрос на её уникальные предметы стабильный уже 6 лет. Но всё же, спрос не промышленных масштабов. Почему?
Когда нет денег на еду или одежду, то на дорогие кухонные доски денег нет тем более
Не секрет, что в нашей стране многие живут бедно. Или, как сейчас принято говорить, «стремятся к среднему классу». Почему в стране бедность - это тема отдельной статьи, и не на моём канале. Но факт остаётся фактом - за исключением Питера и Москвы, очень мало кто может позволить себе доску из цельного дерева за 3000р, или даже за 1500р.
Ручной труд не может стоить дёшево, ведь на то он и ручной. И, очевидно, купить доску в хозяйственном магазине или в той же ИКЕА - дешевле. Можно уложиться в 300-500р. Главное, чтоб было на чём резать овощи и мясо, а про красоту, уникальный стиль и дизайн мало кто думает, просто не до этого.
К тому же, у малоимущих людей часто интерьер не то чтобы стильный и современный, поэтому авторский предмет ручной работы будет там чуждым, как будто лишним. Как телеге пятое колесо)
Скажу честно: если бы мой доход был стабильно-низким многие годы, я бы тоже экономила на всём, и те же 2000р я бы потратила на одежду, а не на красивую кухонную доску. Сначала мы покрываем базовые потребности, а потом уже думаем о стиле и красоте. При низком доходе мы идём в масс-маркет, а не к мастерам, кто делает предметы вручную. Всё логично.
Лично для меня очень важен интерьер дома и кухни в частности. Я своими руками содрала жуткие колхозные обои, и сделала стиль - такой, какой мне нравится. Но это у меня бзик на стиле и красоте (можно сказать, профессиональный сдвиг)), а многим просто не до этого - поэтому на их кухонных столах лежат клеёнки в цветочек и полосочку, а вместо красивых деревянных досок - разноцветные пластиковые доски не первой свежести.
Как жить - выбор каждого, и я не вправе судить кого-либо. Говорю лишь свой взгляд - для меня стиль кухни очень важен, и у меня есть много досочек, сделанных подругой)
Мы сами не ценим и не уважаем себя, поэтому не ценим и чужой труд
Я очень удивилась, когда подруга рассказала мне, как она устроила опрос в своём Инстаграме, и какой был результат.
Суть была следующая: Яна выложила в сторис свою доску и спросила: «какая цена вам кажется правильной для этой доски». И было 4 варианта ответа с разными ценами.
Результат опроса удивил нас обеих. Те, кто выбрал наименьшую стоимость доски, сами оказались мастерами-столярами!
То есть мастера считают, что такая (чисто символическая) цена за свой тяжёлый труд - приемлема. Они сами так оценивают свою работу, то есть не уважают её. Отсюда - неуважение и к чужому труду, и неспособность понять, что такие предметы могут и должны стоить не три рубля. Получается замкнутый круг, и это для меня странно.
Только посмотрите, какую красоту создаёт вручную моя подруга Яна:
Что же делать мастерам, кто создаёт что-то вручную?
На мой взгляд, решение может быть таким:
- Уважать свой труд, не демпинговать и ставить адекватную цену за свои предметы
- Улучшать качество и развивать свой фирменный стиль, а не копировать чужой (подруга часто присылает мне фотографии воришек - они копируют её дизайн, выдавая его за свою идею)
- Делать стильные и современные фотографии своих изделий: я, как профессиональный фотограф (и просто как человек с чувством стиля), часто вижу откровенно плохую визуальную подачу, хотя сами предметы симпатичные
- Быть находчивым и предприимчивым, разбираться в продажах и маркетинге, придумывать, в каких маркетах офлайн можно участвовать, с кем можно сотрудничать по бартеру (предмет за рекламу) и тд ; без этого в век соцсетей ну совсем никак
Кстати, предложила Яне завести свой канал) Как думаете, будет ли успех у девушки-столяра на Дзене?)
Спасибо, что ставите лайки и подписываетесь на канал. Пишите в комментариях, что вы думаете об этой проблеме, и цените ли вы сами ручной труд.
Все фотографии в этой статье сделаны автором проекта Crickets Home.
Страничка проекта в Инстаграме (здесь можно посмотреть все красивые досочки и выбрать что-то на свой вкус).