В Брюховецком районе, в 6-ти километрах от своего административного центра, расположен посёлок Лебяжий Остров. Это безмятежное место когда-то облюбовали прекрасные птицы. Они столетиями возвращались сюда из тёплых стран по весне, вили гнёзда, выводили птенцов. Кроме них на острове селились десятки видов водоплавающих и болотных птиц в таком количестве, что их гомон заглушал голос человека.
И если вы думаете, что приехав в Лебяжий Остров насладитесь видами стай грациозных птиц, то глубоко заблуждаетесь. Сейчас от благородных пернатых осталось лишь название, поскольку в 1794 году островное урочище "Лебяжьи лиманы" приглянулось казакам, которые решили построить здесь монастырь.
Сегодня я еду в посёлок Лебяжий Остров, чтобы посмотреть, во что превратилось уникальное заповедное место за прошедшие 226 лет.
По обычаям Запорожской Сечи, где у большинства воинов не было семьи, одинокие старики и инвалиды войска заканчивали свою жизнь с монастырях. Утратившие силу и способность воевать казаки посвящались в монахи, получившие увечья и ранения находили приют в киновиях (монастырских общежитиях). Поэтому переселившись на Кубань, черноморцы ходатайствовали перед правительством в получении разрешения на строительство православного прибежища.
Два небольших полуострова посреди лимана, в 10 верстах от Брюховецкого куренного поселения, были выбраны не случайно - лиман буквально "кипел" рыбой, в плавнях и окрестных степях в изобилии водилась разнообразная дичь, а камыш и залежи глины были прекрасным строительным материалом для первых монастырских домишек. Так, что еда и кров были дарованы монахам самой природой.
Расчистив территории полуостровов от камыша, где гнездились лебеди, и обжившись, монахи, на щедрые пожертвования знатных людей Кубани, построили Екатерино-Лебяженскую Николаевскую пустынь, окружённую водоёмами и собственными земельными наделами.
Занимались монахи скотоводством, садоводством, землепашеством, рыболовством, охотой, продажей произведённых, выращенных и добытых продуктов, полностью обеспечивая себя всем необходимым, да ещё получая от прихожан пожертвования которые шли на благие дела.
Со временем на полуострове, названном "Лебяжий", появились храм с колокольней, надворные постройки, производственные помещения, мастерские, скотный двор, птичник, сад, поля, огороды и многое другое.
За лиманом, вдали, высились в степи нетронутые древние курганы. Сейчас многие из них разграблены и распаханы. Оставшиеся находятся под охраной, как культурное наследие Кубани.
Полуостров, лежащий на противоположном берегу лимана (на картине находится слева, вдали) занимали монастырский кирпичный завод и киновия со своей церковью, жилым флигелем, кухней с трапезной.
На месте киновии сейчас абсолютно пустое ровное место, на месте кирпичного завода виднеются какие-то заброшенные постройки.
Красной стрелкой на картине, с изображением монастыря, и на фотографии посёлка я отметила уцелевшую старинную водокачку. Она служит ориентиром и даёт понять как и где располагались строения пустыни.
Красным пунктиром обозначена дорога через дамбу, ведущая некогда к главным воротам монастыря. Желтым пунктиром обозначена дорога которая раньше проходила в боковые ворота, через подворье монастыря, за его пределы, к производственным и хозяйственным строениям.
Я переезжаю через дамбу. Со всех сторон меня окружают высокие камыши и только дорога указывает направление - налево, направо.
Как православный человек - выбираю "справа налево" и попадаю к воротам ветхого ремонтно-строительного участка, который восстанавливает российский агрохолдинг "АгроГард", ставший у руля большого местного хозяйства, не справившегося с выращиванием, переработкой, продажей скота, птицы, зерна и тихо разорившегося.
А началось всё в 1918 г., когда постройки процветающего Лебяжьего монастыря заняла сельскохозяйственная коммуна «Набат». После Гражданской войны, в огне которой погибли монахи и коммунары, здесь разместилась детская трудовая школа, которую вскоре закрыли и в 1928 году организовали специализированный птицеводческий совхоз №20, которому отошло всё монастырское имущество: постройки, водоёмы, земли.
Первые его труженики жили в бараках, построенных ими на территории монастыря, из кирпича разрушенных зданий. После Великой Отечественной войны птицесовхоз расширяется и получает название "Лебяжий Остров", так же именуется посёлок, выросший возле него.
После развала страны Светов богатое хозяйство совхоза переходит в частные руки неуспешного акционерного общества "Лебяжье-Чепигинское", которое со временем и поглотил агрохолдинг Агро-Гард.
Левее совхозного двора дорога идёт к кладбищу. Но мне туда пока не надо и я возвращаюсь к исходной точке.
Немного поодаль, на перекрёстке, зеленеет небольшая клинообразная поляна. В её центре стоит сильный, по эмоциональному восприятию, памятник.
Скульптурная композиция, устремлённая вверх, издалека напоминает стелу: пожилой мужчина со скорбным лицом стоит на коленях, подняв над головой камень. Позади него на обломке скалы возвышается парень в солдатской шинели. Из его распростёртых рук вылетает журавль.
Эта прекрасная работа, неизвестного мне скульптора, посвящена односельчанам Лебяжьего Острова погибшим во время Гражданской и Великой Отечественной войн и является воплощением, щемящих сердце, стихов Расула Гамзатова:
"Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...."
Почтив память погибших, я направляюсь вглубь посёлка.
Часть острова, находившаяся за пределами монастырской ограды, была занята полями и огородами. Сейчас на ней расположилась улица с двухквартирными коттеджами, индивидуальными частными домами и поселковый стадион. Второй стадион расположен в центре посёлка, возле здания школы.
Улицы Лебяжьего Острова выглядят довольно симпатично: трава покошена, много цветов, нет мусора. К домам подведены газ, вода, электричество. Приусадебные участки заняты огородами, садами, теплицами и сараями в которых селяне держат скот и птицу.
В целом видно, что конфигурация старинного монашеского поселения не нарушена. Даже кажется - некоторые сооружения возведены на старинных фундаментах.
Последние постройки монастыря окончательно снесли в 70-е годы и на их месте выросли ведомственные многоквартирные дома и частные двухквартирные коттеджи с приусадебными участками.
В эти же годы была выстроена прекрасная инфраструктура посёлка: средняя школа, детский сад, клуб с библиотекой и кинозалом, промтоварный и продовольственный магазины, баня, столовая.
Сегодня посёлок пользуется уцелевшими социальными учреждениями: детским садом, школой. Здание магазина выставлено на продажу, баню и столовую я не обнаружила, административное строение занял под свои нужды агрохолдинг.
Дом культуры в 2011 году был передан Екатеринодарской и Кубанской Епархии для восстановления Екатерино-Лебяжьей Николаевской пустыни, о возрождении которой с 1992 года задумались жители посёлка Лебяжий Остров.
На здании Дома культуры был установлен купол и Святой Православный крест, помещения переоборудованы под храм и кельи.
Здание монастырской водокачки, сложенное из красного кирпича, расположено левее обители, за советскими постройками похожими на гаражи, которыми никто не пользуется, судя по зарослям травы у их ворот.
В своё время монахи красиво обустроили артезианскую скважину, вода из которой подавалась по серебряным трубам. Глядя на красивое сооружение простого технического объекта можно только догадываться насколько прекрасен был храм и жилые строения Лебяжьей пустыни.
Сохранилась водокачка лишь потому, что никакая власть не выживет на острове без питьевой воды.
Кроме водокачки уцелела маслобойня, которую передали монастырю. Сейчас в ней находится гостиница для паломников.
Она скрыта за высоким забором. Но даже по тому что видно, становится понятно каким архитектурно интересным и прочным является это старинное здание.
За зданием обители, на самом берегу лимана идёт строительство церкви. Вокруг высятся леса с которых строители ведут работы по отделке стен храма камнем.
Рядом, ждут своего вознесения, церковные купола.
Я никогда не видела их так близко, поэтому не удержалась и провела по одному из них ладонью. Гладкая металлическая поверхность, нагретая солнцем немного обжигала.
Я прошла вглубь стройки, к берегу лимана.
Никаких лебедей и прочих птиц. Рыбы тоже не видно. А ведь рассказывали, что в начале прошлого века из лимана нельзя было воды зачерпнуть, чтобы в ведро не попала рыба.
Только живучие камыши тихо шелестят, да жизнерадостное кваканье лягушек услаждает слух.
Вот так выглядит сегодня посёлок с манящим названием Лебяжий Остров. За последние сто лет на этом маленьком клочке земли произошло столько нерадостных событий, что хочется верить - начавшееся возрождение современного сельскохозяйственного производства, дающего селянам хлеб насущный и возрождение православной обители, дающей пищу духовную откроет новую страницу в жизни Лебяжьего Острова. И будет эта жизнь полна радости и света.