Большой город немилосерден к бездомным животным. У Владимира Кузина свое решение, как помочь бродягам. Благодаря его проекту «Котокафе», многие коты и кошки нашли свои новые семьи. Теперь на повестке дня — «Собакокафе». О том, что каждый может сделать для братьев меньших, в рамках подкаста «Большой город» мы поговорили с Владимиром Кузиным.
Как матерый айтишник посвятил себя котикам
«История про котокафе – это обычная история мужчины после сорока, когда он смотрит на свою прошлую жизнь и думает: вот я достиг каких-то успехов, и что теперь делать? Так оно и будет до конца жизни? Я посмотрел на себя, на свою работу и понял, что мне, наверное, больше не хочется так жить».
Не хочется быть топ-менеджером. Не хочется заниматься проектами. Не хочется зарабатывать деньги, чтобы просто покупать вкусную еду, машины и прочее. Все это было мне не интересно и радости по факту не дарило.
«И тогда я решил начать свое дело. Мне хотелось, чтобы это было какое-то теплое, семейное дело, чтобы там было много любви, и чтобы это нравилось людям. И это не мог быть водочный магазин, кафе или коворкинг. Я посмотрел и увидел, что в Москве пока нет ни одного котокафе — так возникла идея».
«Изначально это был бизнес. Слова «приют», «благотворительность» тогда еще не звучали. Но постепенно сама концепция – кошки, истории, люди, которые их спасают – все это не могло не привести нас к тому, что мы концепцию котокафе изменили. И заведение, где встречаются и общаются друг с другом кошки и люди, стало приютом. Приютом нового, альтернативного типа, который спасает кошек и помогает людям. Поэтому сейчас я слово «приют» говорю с гордостью. Благотворительность для нас не является пустым словом».
Искусство понимать кошку
«У меня в детстве были, кошки, но для меня сейчас очевидно, что я их не понимал. Все мои представления о кошке были сформированы советским мультиком «Кошка, которая гуляет сама по себе». И мне казалось, что кошка – это какое-то независимое высокомерное животное, которое хочет – придет, не хочет – не придет. Холодное. А так как я их не понимал, то все мои кошки были именно такими. Ведь домашнее животное ориентируется на человека».
В итоге я понял, что, когда ты к человеку, к кошке, к собаке, к планете Земля относишься с любовью, тебе тем и отвечают.
«Кошки очень важны для нас. Они учат человека личным границам. Собаки учат любви, верности, преданности, а кошка – соблюдению личных границ. Это важно. Потому что соблюдение личных границ – это про цивилизацию, про гуманность. Кошка, если ее не забили, не уничтожили как личность, не позволяет делать с собой какие-то вещи. Это про научение принципу: моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Это про способность договариваться».
Почему слово «хозяин» отменяется
«Есть кошачьи судьбы, которые поражают. Животные вообще многому учат. Кот Семен был обычный, толстый, некрасивый, черный кот. Семь лет он жил с хозяином, который его очень любил, пока у того внезапно не началась аллергия. Хозяин, большое ему спасибо, не выкинул Семена, не усыпил его – а так такое часто бывает, когда кошка перестает быть нужной. Он принес Семена нам, и мы стали искать ему семью. Кошки ведь бывают разные. Некоторым все равно, кто у них хозяин. А некоторые привязываются к нему и без него не могут. Семен был именно такой. Каждый день он сидел у окна и смотрел в окно. И очевидно ждал, что хозяин вернется».
«Кстати, по поводу слова «хозяин». Оно, похоже, устаревает. Кошка – это не вещь. Мы сейчас больше говорим «родитель», «укотовитель», «мама» и «папа». Идем в тренде Запада – там уже не говорят owner, то есть владелец. Официальный термин – родитель».
«Семен сидел на окне достаточно долго. У нас сердце разрывалось. Красивых животных сразу забирают, какого-нибудь прекрасного белого или рыжего кота, сразу забирают. А этот черный, толстый и сидит спиной. Чего уж тут ждать… Тогда мы оплатили рекламу, сделали несколько постов с историей про Семена. И один пост увидел молодой человек, у которого папа был отставной полковник. И этот папа сказал: «Семен – это настоящий солдат. Я хочу, чтобы у меня в семье был настоящий мужчина и верный человек. И я хочу его взять». Он взял Семена. Через полгода этот молодой человек принес фотографии – кот был счастлив, он стал красивым, уверенным. Вот что значит – попасть в свою компанию».
Закон принят, что дальше?
«Закон от ответственном отношении к животным принят, и он начинает работать. Правда исполнять его нелегко. И все-таки... Уже закрылись контактные зоопарки. Есть уголовная ответственность за жестокость по отношению к животным. И уже есть уголовные дела по этой статье, люди сидят. Но нужно двигаться дальше. Нужно ввести чипирование, обязательную регистрацию и обязательный осмотр животных. Если ты не планируешь разводить котят, кошка должна быть стерилизована. Надо лицензировать питомники, которые разводят кошек. Если удастся это сделать, то нельзя будет ни продать, ни пристроить кошку без лицензии и договора».
Почему зоозащитники часто не любят людей
«Известна статистика по зоозащитникам: им люди дают меньше любви, чем они рассчитывают. У них нехватка любви. И конечно же им свою любовь надо куда-то выплескивать и где-то находить. Многие из них не реализованы. Кого-то обидели люди. Или плохая жизненная история – человек не находит счастья в личной жизни. Поэтому зоозащитники часто плохо относятся людям. А всем нам надо самореализовываться, потому что, если ты этого не делаешь, то ты умираешь. И тогда они идут в зоозащиту».
-------------------------------------------------
Полную версию интервью с Владимиром Кузиным слушайте в 16-м выпуске подкаста «Большой город».