Эти слова можно так и понимать, в прямом смысле. Все, кто верует во Христа, уверовали благодаря тому, что были привлечены Отцом.
Мы этого можем не осознавать или не помнить. Как и когда? Нам может казаться, что вроде сами заинтересовались, пришли в храм или открыли Священное Писание. Но на самом деле за всем этим скрывалось невидимое действие Божие.
Почему так можно утверждать?
Потому что ровно в таких же условиях иные не уверовали.
Давайте вспомним. Когда мы пришли к Богу, то после пытались поделиться своим опытом с другими, ведя их тем путем, которым сами и прошли. Много ли уверовало с наших слов? Нам кажется столь просто и естественно, что услышав нас и они уверуют. Однако, нет, они не веруют.
И это случается именно потому что не привлечены Отцом. Это и есть доказательство, что помимо наших усилий, нужно действие Божие. Правильнее сказать, это действие первично.
Так что же, неужели у Бога есть лицеприятие? Одних Он привлекает, а иных оставляет? Нет.
На это недоумение отвечает блаженный Феофилакт Болгарский:
"Отец привлекает тех, которые имеют способность по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Ибо как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним".
Какие выводы мы сможем сделать?
Всем уверовавшим нужно помнить, что Господь их привлек. А это значит, что во-первых, нужно всегда благодарить за это Бога и, во-вторых, если мы желаем привести к вере наших близких, то главное для их веры это не наши слова, а молитва, побуждающая Господа к тому, чтобы Он и их привлек, как некогда всех нас.
о. Алексий Чиж, Италия.
ОБ ОБЕТАХ БОГУ. Почему нельзя "направо и налево" раздавать обещания?
КАК ПРИОБРЕСТИ ПРАВИЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УСТРОЕНИЕ?