Друзья, газетная статья 1936 года даёт понимание как и почему казахская керамика из Алма-Аты попала в собрания московских музеев.
Нужно вспомнить, что Казахстан являлся Автономной республикой в составе РСФСР. А в 1936 году праздновалось 15-летие этого союза.
К декаде казахского искусства в Москве с 17 мая по 26 июня 1936 года в помещении филиала Большого театра работала выставка Казахского искусства. Она была организована на материалах Центрального музея Казахстана и других организаций республики. Экспонировано более 200 произведений. Разделы выставки: живопись, графика, плакат и образцы народного искусства Казахстана.
Чепелев В. Выставка казахского искусства // Советское искусство, 1936. – № 24 (310), 23 мая.
На выставке казахского искусства московский зритель впервые знакомится с замечательным по своей красочности казахским народным творчеством.
Представленные предметы искусства очень разнообразны: это тонко орнаментированные кошмы, ковры, узкие тканые дорожки для юрт, войлочные сумки, с крупным, розеточным узором, ювелирные изделия и резьба по металлу, характерной особенностью которой являются волнистые линии узора и вставки из сердолика.
В другой группе экспонатов особенно запоминаются ковры различных типов, свидетельствующие о глубокой народной традиции орнаментальной культуры.
Очень интересен высоковорсный ковёр коричнево-терракотовою цвета с вытканными в среднем поле повторяющимися восьмиугольными розетками.
По мотиву узора этот ковёр близок фигурам каракалпакских и туркменских больших ковров. Розетки малиново-красных ковров украшены орнаментом, тесно связанным с социально-производственной обстановкой и строем жизни казахских кочевий. Силуэты животных, узоры; «оазис», спирали рогов, цветки-амулеты встречаются здесь чаще всего.
Особое место на выставке занимает работа ковродельщицы Барлыбаевой. Это большая по размеру кошма, с тонким ритмическим узором на светлосером фоне, выполненным розовой аппликацией. Эта великолепная работа даёт основание утверждать, что в современном народном искусстве возрождаются некоторые лучшие традиции искусства прошлого.
В изучении казахского орнамента, его своеобразной красочности и глубокой народности выставка должна сыграть большую роль. Кожаные сосуды для кумыса и молока с тиснёным узором подтверждают самые смелые научные теории об истоках казахского узоротворчества. Раскопки курганов на Алтае и в Ойротии дали в древней резьбе и обрывках тканей очень близкие орнаментальные мотивы. Скифо-алтайский круг искусства родственен многим прототипам современного казахского узора.
В широком культурном общении с другими народами казахский народ создавал своё искусство. В мотивах, связанных с животным циклом, с образами растений, ясно прощупывается известная общность и с туркменским, и с таджикским, и с украинским народным орнаментом. Может быть эта связь чувствуется и в бодрой романтике и задумчивой напевности казахской песни.
На выставке показаны также одежды и головные уборы ханов. В их узорной расцветке преобладает серебро и золото. Они созданы уже на основе иной стилевой традиции.
В предметах ханского бытового обихода ослаблена цветовая выразительность узора, массивный отблеск фигурного металла ложится на бархат и ткань; золотошвейный рельеф узора в костюме связан с литыми резными бляхами пояса и фигурными пластинками украшений.
Выставленная серия посуды – тонкостенные кувшины, миски, вазы, – знакомит нас с той большой работой по созданию новых керамических форм, которая проводится в Казахстане. В большинстве случаев узор, наносимый на кремово-молочный фон, повторяет в несколько переработанном виде древний народный орнамент. Важной чертой в керамической росписи является стремление сохранить красочную ясность и напряженность узора.
Сопоставляя различные материалы выставки, зритель наглядно ощущает хозяйственный и культурный рост советского Казахстана. Возрождаются старые кустарно-художественные промыслы, создаются новые образцы бытового искусства, расцветает народное творчество.
Этот новый Казахстан показан и в полотнах художников Риттиха, Балкоева, Бортникова и др.
Серия полотен умершего в 1935 г. художника Н. Г. Хлудова посвящена темам казахского быта. Ученик Верещагина Н. Г. Хлудов свою долгую творческую жизнь отдал Казахстану. Повседневная жизнь тружеников поля и кочевья нашла в нём своего летописца.
Живописные работы и архитектурные проекты, показанные на выставке в сочетании с драгоценными изделиями древнего и нового народного творчества, раскрывают перед нами картину новой жизни народа, освобожденного Великой пролетарской революцией.
Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета ВКП(б) и Моссовета, 1936. – № 114 (3744), 20 мая.
На выставке в филиале Большого театра, посвящённой декаде казахского искусства. Образцы керамической посуды, изготовляемой в Алма-Ате.
В продолжении темы: «Певец счастья». К 175-летию Джамбула
Ранее по теме: Алма-Атинский завод художественной керамики
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив