Найти тему
IQ.HSE

Иван Васильевич меняет историю. Фактчек: все киноляпы знаменитой комедии

Оглавление
«Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год
«Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год

Студенты пермского кампуса НИУ ВШЭ Анастасия Черепанова и Николай Федюков в рамках проекта «PubHistory» разобрали все ошибки и несоответствия фильма «Иван Васильевич меняет профессию» реальным историческим событиям, повседневным практикам и материальной культуре Руси XVI века.

Комедию «Иван Васильевич меняет профессию» Леонид Гайдай снял в 1973 году на основе пьесы М.А. Булгакова «Иван Васильевич» 1936 года. Фильм с восторгом приняли как критики, так и рядовые зрители. Он быстро разошёлся на цитаты и получил статус культового. Такие фразы, как: «Замуровали, демоны», «Танцуют все!», «Врёшь, собака! Аз есмь царь!», «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть!», «Вот что крест животворящий делает!» и многие другие ушли в народ.

Сюжет

Инженер Шурик (Александр Тимофеев), находясь в 1970-х годах ХХ века, создает машину времени, которая открывает путь в XVI век. В результате цепи случайностей управдом Иван Бунша перемещается совместно с вором-рецидивистом Жоржем Милославским в царские палаты, а Иван Грозный оказывается в Москве 1970-х годов в квартире Шурика. Попав в прошлое Иван Васильевич Бунша меняет профессию с управдома на Великого Князя, а Иван Грозный продолжает вести себя по-царски и в ХХ веке. В конце фильма все возвращаются на свои места.

Первоисточник

Кинопостановка основана на пьесе М.А. Булгакова, однако имеет с ней некоторые различия, связанные с осовремениванием антуража. Так, например, механическая темпоральная машина в фильме становится транзисторной, патефон — магнитофоном, а коммунальные квартиры 1930-х заменяются отдельными кооперативными. Однако имеются и более существенные различия.

В процессе создания комедии, Гайдай исключил сюжеты, связанные со спецификой 1930-х годов. В произведении Булгакова, Бунша, притворяясь царем, не хочет разговаривать с патриархом, так как за общение со служителями культа его могут осудить на домовом собрании, что является реакцией на антирелигиозную кампанию 1930-х годов. Кроме того, Бунша мечтает учредить в Москве жакты — жилищно-арендные кооперативные товарищества, а в комедии Гайдая уже давно существуют ЖСК — жилищно-строительные кооперативы.

ЖАКТ — жилищно-арендное кооперативное товарищество. Жакты существовали в СССР до 1937 года как объединения граждан с целью аренды жилых домов у местных Советов и предоставления жилплощади их пайщикам.

Главное же отличие двух произведений состоит в том, что пьеса является политической сатирой на моральное разложение русской аристократии, а фильм высмеивает советскую бюрократию эпохи застоя, когда даже квартирный вор больше беспокоится о судьбе страны, чем административные деятели.

Персонажи

В фильме присутствует вольная интерпретация исторических событий. Имеются намеки на то, что Бунша и Жорж Милославский являются далекими потомками Ивана Грозного и кого-то из рода Милославских.

Милославский играет большую роль при дворе Ивана Грозного, однако исторически это было не так. Несомненно, Милославские — древний дворянский род, первые упоминания о котором относятся к концу XIV века. Его родоначальник — литовец Вячеслав Сигизмундович, сын Сигизмунда Корсака, прибыл в 1390 году Москву в свите Софии Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича.

Однако во времена Ивана IV влияние Милославских на государственную жизнь было незначительным. Трое членов клана в 1573 году числились опричниками Великого Князя. Кстати, род пресекся ещё в 1791 году, поэтому в XX веке их потомков просто не могло существовать, за исключением отдельных представителей рода Толстых. Им в 1910 году император Николай второй позволил называться Толстыми-Милославскими.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Ну а самое интересное — Юрий Милославский вообще вымышленный персонаж. Впервые он появился в опубликованном в 1829 году историческом романе Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». А вот обокраденный Антон Семенович Шпак имеет вполне реального прототипа — Шпахом или Шпаком прозвали воеводу Ивана Грозного, боярина Ивана Голицына.

Царица

В фильме Бунша, под видом царя, беседовал с Марфой Васильевной. Исторический Иван Грозный был женат четыре раза — на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, дочери кабардинского князя Темрюка по имени Кученей, Анне Колтовской и героине фильма — Марфе Васильевне Собакиной.

К сожалению, в реальности Марфа была больна и скоропостижно умерла. Её обручение с Великим Князем состоялось 26 июня 1571 года, но Марфа вскоре слегла и начала «сохнуть». Насколько она была красива можно судить по современной реконструкции её облика.

Время

Благодаря присутствию в фильме Марфы Собакиной мы можем с довольно высокой точностью установить время действия всех происходящих событий. Свадьба Ивана Грозного с тяжело больной невестой всё-таки состоялась — 28 октября 1571 года. В браке они пребывали 15 дней — до 13 ноября 1571 года, когда Марфы не стало.

Место

Внимательный зритель заметит, что не только «царь не настоящий», но и Кремль не тот. Путешественники перенеслись не только во времени, но и в пространстве — и значительно! Внешние сцены (погоня за Милославским и Буншей, отправление войска) снимались в Ростовском кремле, а не Московском.

Царские же палаты — декорации киностудии, схожие с интерьером Ростовского кремля, но более роскошные.

Летоисчисление

Во время допроса милицией Иван Грозный отвечает на вопрос о дате рождения: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова», однако он родился в 1530 году, а вот Великим Князем действительно стал на три года позже. В то же время летоисчисление «от Рождества Христова» было введено только Петром I в 1700 году. До этого летоисчисление вели на Руси «от сотворения мира». Следовательно, ответ Ивана Грозного должен был быть следующим: «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».

Инсигнии

Иван Васильевич Бунша, исполняя роль Ивана Грозного, использует инсигнии — символы власти — скипетр и державу. Известно, что при венчании на царство Ивана IV в 1547 году скипетра среди государственных регалий еще не было. Впервые скипетр как царская инсигния описан английскими послами в 1553 году: «Великий князь сидел на позолоченном сидении в царской короне на голове и с жезлом из золота и хрусталя в правой руке; другой рукой он опирался на ручку кресла». Считается, что появление этой регалии связано со взятием Казани в 1552 году.

Наличие скипетра среди инсигний привело к упоминанию с 1553 года в царских посланиях «рога инрога» (единорога). А когда царский титул Ивана Грозного признал Константинопольский патриарх — эмблема единорога с начала 1560-х годов появилась и на государственных печатях. Если, как мы установили ранее, время действия — это осень 1571 года, то скипетр у Ивана Грозного во время аудиенций вполне мог быть.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Что же касается державы, то её у Ивана IV точно не было. Скорее всего впервые она появилась во время венчания на царство Федора Иоанновича 31 мая 1584 года. Вот как церемонию описывает английский торговый агент Джером Горсей: «Затем царя свели с царского места. Его главный царский драгоценный венец был надет на голову, в правой руке был царский жезл из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенный богатыми камнями [...] державу нес перед царем князь Борис Федорович». А активно использоваться для демонстрации власти русских монархов держава стала лишь в XVII веке.

Печати и подписи

В фильме дьяк Феофан подаёт «царю» указ, который управдом подписывает, хотя данного события не могло произойти из-за традиции в Московской Руси ставить печать, а не подпись. Даже дипломатические договоры русские государи не подписывали, считая это для себя позорным. Исключением был только Лжедмитрий I, который и в Польше, и в Москве ставил свою подпись на отдельных грамотах, следуя европейской традиции.

-7

Крестное знамение

Иван Грозный, оказавшись в лифте, крестится тремя перстами, в то время как в XVI веке на Руси крестились двумя. Совершение крестного знамения двуперстием было вытеснено троеперстием только после раскола Русской церкви в 1650-х годах.

Кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Кадры из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Кемская волость

Во время аудиенции шведский посол требует (на немецком языке!) от Ивана Грозного небольшой городок Кемь, однако во время правления Ивана Грозного данный регион мало интересовал шведов, так как у них были другие приоритеты, например, русская армия у Риги и Ревеля, угрожающая их господству на Балтике. Вследствие чего шведский посол не стал бы так настойчиво требовать у русского царя провинциальную Кемь.

На Кемь в течение 1579-1580 годов нападали финны. Их набег был кровопролитным и опустошительным. Погиб воевода и многие стрельцы. Однако подоспевшая подмога воеводы Аничкова помогла разбить и прогнать финнов.

Так же недостоверна и фраза Ивана IV в фильме: «Я здесь, а у меня там шведы Кемь взяли!». В 1571 году шведы Кемь не брали, данное событие произошло позже. Кемскую волость шведы разорили в 1590 году.

Князья и ханы

В пьесе после шведского посла на прием к Ивану Грозному просится «татарский князь Едигей». Данный персонаж реален, однако он не мог приехать на аудиенцию к русскому царю по причине своей смерти ещё в 1419 году.А вот «шаливший» на Изюмском шляхе крымский хан Девлет Герай действительно существовал. Весной 1571 года он разорил предместья и сжег Москву, погубив десятки тысяч русских и уведя в плен более 150 тысяч.

Поход Девлет Гирея на Русь / Лицевой летописный свод / Wikimedia Commons
Поход Девлет Гирея на Русь / Лицевой летописный свод / Wikimedia Commons

После похода Девлет Герай потребовал передачи ему Казанского и Астраханского ханств. Иван Грозный готов был отдать только Астрахань. От таких условий мира хан отказался, считая, что может подчинить всё Русское государство. Поэтому в 1572 году он повторил набег, однако был разбит в битве при Молодях, недалеко от Москвы. В память об этом событии была создана песня «А не сильная туча затучилася…», исполняемая в фильме хором гусляров на пиру.

Брал или не брал

Фраза Ивана Грозного «Казань брал. Астрахань брал. Ревель брал. Шпака… не брал» также не до конца верна. В XVI веке Таллинн называли Ре́валем только датчане и немцы. Эстонцы и шведы использовали ойконим Линданисе — происходящий то ли от «соска груди Линды», мифической жены Калева, то ли от linnaase — «места, где селились».

На Руси же до XVIII века Таллинн чаще всего именовали Колывань, а название Ревель позаимствовали из немецкого в ходе Северной войны. В 1719 даже появилась Ревельская губерния. Но самое главное — Иван Грозный Ревель так и не взял, хотя неоднократно совершал походы и даже держал этот город в осаде во время Ливонской войны.

Одеяния

Художники по костюмам проделали прекрасную работу, наряжая «жителей XVI века», учитывая малое количество доступных и сохранившихся источников с описанием платья того времени. Возможно, в большей мере на них повлияли картины поздних эпох.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Существует один портрет Марфы Собакиной, но костюм на нем не схож с тем, что мы видим в фильме, поэтому можно сделать вывод, что платье её было вдохновлено полотнами, изображающими красавиц в русских костюмах (как, например, «Чарка мёду» Константина Маковского).

«Чарка меду» К. Маковский, прибл. 1910 год / Wikimedia Commons
«Чарка меду» К. Маковский, прибл. 1910 год / Wikimedia Commons

Стрелецкая форма в фильме восстановлена словно по иллюстрациям из учебника, но от этого не менее точно. Датируемые 1599 годом записи англичанина Вильяма Парри позволяют однозначно утверждать — в конце XVI века московские стрельцы имели единообразную униформу. Вот что он пишет: «...гвардию, которая была вся конная, числом 500 человек, одетых в красные кафтаны...».

Оценить форму опричников сложно: появляются они единожды и верхом на лошадях. Однако можно сказать, что и те будто сошли с иллюстраций — не хватает лишь собачьей головы и метлы.

Но все же есть небольшая деталь, которая отличает актеров от былых стрелков... Сложно поверить, что все в стрелецком войске были луноликими — без усов и бород. Подобная мода началась гораздо позже — с Петра I. В XVI веке мужчины обязательно носили усы и бороду, находясь на государственной службе.
IQ