Найти в Дзене

Последние исследования детского мозга. Что дает чтение малышам?

Оглавление

В период раннего развития ребенка (до пяти лет) лучше не позволять ему пользоваться смартфонами и другими гаджетами. Наука убеждает нас в этом общеизвестном утверждении с помощью исследований мозга.

Оба снимка, приведенные ниже, взяты из недавних исследований, проведенных Центром изучения чтения и грамотности Детского медицинского центра в Цинциннати (США). Это первые исследования, в которых представлены нейробиологические доказательства потенциальной пользы чтения и потенциального ущерба, наносимого электронными устройствами детскому мозгу.

В исследованиях использовалась диффузионно-тензорная визуализация белого вещества, полученная с помощью магнитно-резонансного томографа. Проверяли здоровых детей в возрасте от трех до пяти лет, еще не ходивших в детский сад.

Красным цветом на этом снимке обозначены области, показывающие рост белого вещества в тех зонах, которые способствуют обучению в школе, развитию языка и грамотности ребенка. Этому малышу часто читают книги.
Красным цветом на этом снимке обозначены области, показывающие рост белого вещества в тех зонах, которые способствуют обучению в школе, развитию языка и грамотности ребенка. Этому малышу часто читают книги.

Синим цветом на снимке обозначены зоны недостаточного развития белого вещества в тех же зонах. Этому малышу позволяют проводить за экраном гаджетов в среднем два часа в день.
Синим цветом на снимке обозначены зоны недостаточного развития белого вещества в тех же зонах. Этому малышу позволяют проводить за экраном гаджетов в среднем два часа в день.

Белое вещество мозга состоит из волокон, распределенных в пучки, которые соединяют различные области серого вещества (места расположения тел нервных клеток) мозга друг с другом и переносят нервные импульсы между нейронами. Увеличение и упорядоченность белого вещества имеет решающее значение для способности мозга взаимодействовать с разными его областями, повышая его функциональность и способность обучаться. Без развитой системы связи скорость обработки данных в мозге замедляется и, следовательно, ухудшается восприятие новой информации, обучение.

Таким образом, доказано, что читающие дети, приходя в школу, действительно обладают значительным преимуществом перед «электронными» сверстниками. Любой учитель младших классов скажет, что если ребенок с самого начала обучения отстает от класса, ему труднее нагонять одноклассников.

Мозг новорожденного ребенка обладает огромным запасом нейронов. В зависимости от того, какой тип стимуляции мозга выбирают его родители или опекуны – объятья, разговоры, прогулки, чтение – связи между этими нейронами укрепляются и усиливаются. Тренировки развивают нервные связи. И наоборот: все, что не используется, отсекается мозгом и отмирает. И хотя мозг может меняться и способен к обучению в любом возрасте, он никогда не работает с такой эффективностью, как в первые пять лет жизни. Именно поэтому приобретенный ребенком опыт в это время очень важен.

В дополнение к сканированию детского мозга были проведены тесты на понимание полученной информации. Дети, которые использовали гаджеты более одного часа в день, хуже понимали полученную информацию, обладали менее выразительным языком, им требовалось больше времени, чтобы назвать увиденный объект. И наоборот, дети, которым взрослые читают вслух, набрали более высокие баллы по этим тестам.

К этому следует добавить, что время за экранами отнимает у ребенка навыки игры, развития воображения. Из-за этого дети реже выходят на улицу. Таким образом, просиживание за смартфоном разрушает все виды деятельности, которые приносят пользу развитию различных областей мозга, даже не связанных с чтением.

Чтобы исправить это, нужно регулярно и с удовольствием читать детям книги. При этом не существует «наилучшего» способа читать своему ребенку. Но исследование дает некоторые рекомендации, как заинтересовать ребенка книгами. Вот эти рекомендации.

1. Разговаривайте с ребенком с самого рождения, пойте ему песни, рассказывайте сказки и прибаутки.

2. Предлагайте ребенку самому придумывать истории, задавая наводящие вопросы и помогая ему.

3. Выбирайте книги с интересными, динамичными сюжетами, стихами.

4. Играйте с ребенком в ролевые игры, меняя голоса персонажей, читайте выразительно.

5. Показывайте ребенку картинки и говорите, что на них изображено.

6. И самое главное, читайте хорошие книги с удовольствием!

В нашем издательстве можно найти полезные, красивые и занимательные книги для малышей на любой вкус.

Хочу домой!

Серия "Вот так история!"
Серия "Вот так история!"

Книга «льда и пламени» – холодная Антарктида против жаркой Африки. Веселая обезьянка и рассудительный пингвин. Они встречаются для того, чтобы увидеть друг в друге разность. Эта книга создана, чтобы показать ребенку, что такое противоположности. Умение видеть разницу, контраст вокруг – важнейшее свойство человеческой психики. Развивая его, мы автоматически развиваем когнитивные способности ребенка.

Кто поедет в Шангрилу?

Серия "Досуг малыша"
Серия "Досуг малыша"

На борт парохода, который едет в идеальную страну, поднимаются звери и птицы – жирафы и гепарды, попугаи и даже крабы. Всех их нужно найти на страницах и сосчитать. Яркая летняя книга вырабатывает у ребенка внимательность и тренирует счет до десяти.

Как стать большим

Серия "Вот так история!"
Серия "Вот так история!"

Две шуточные истории в стихах с милейшими иллюстрациями рассказывают о страстном желании малышей поскорее вырасти. У героев этой книжки разные цели. Маленький поросенок пытается стать повыше ростом, чтобы поцеловать симпатичную жирафу, и для этого предпринимает серьезнейшие усилия. Маленький медвежонок, желая стать взрослым, использует для этого самые безумные рецепты, которые ему дают родственники.

Посчитаем-поиграем

Серия "Досуг малыша"
Серия "Досуг малыша"

Известно, что прибаутки и стихи ребенок в раннем возрасте запоминает легче, чем прозу. Эта книга поможет родителям обучить счету легко и просто, а заодно развить речь и пополнить словарный запас малыша.

Кто испек пирог

Серия "Картоночка"
Серия "Картоночка"

Плотная картонная книжка с загадками о животных. Отгадки можно посмотреть прямо под стихотворениями, в окошечках – изображения милейших животных в исполнении замечательной художницы Любови Ереминой-Ношин. Очень познавательно и увлекательно.

Незваный гость

Серия "Книжка-улыбка"
Серия "Книжка-улыбка"

Очаровательных монстров художника Йохана Потмы знают и любят дети по всему миру. В этой книге семейство чудиков в полном смятении. У них в доме завелось чудовище. Этот загадочный незнакомец изображен на каждой странице, только нужно его отыскать. А если не угадали кто это, не беда. В конце книжки маленького читателя ждет веселый и совсем не страшный сюрприз.

Читайте хорошие книги!

Книги из подборки можно посмотреть у нас на сайте.

Приглашаем подписаться на наш канал.