Найти тему
292,9K подписчиков

Москва — Третий Рим! … Могут ли честные Отцы Церкви ошибаться?

996 прочитали
Продолжим небольшой цикл статей, посвящённый ереси «жидовствующих». С разоблачением которой на Руси повелась увлекательная забава — во всех грехах обвинять, сами понимаете, кого.

Продолжим небольшой цикл статей, посвящённый ереси «жидовствующих». С разоблачением которой на Руси повелась увлекательная забава — во всех грехах обвинять, сами понимаете, кого. Недуг серьёзный, весь мир тяжко переболел. Но Святая Русь метастазами крепко недужит по сей день. Обещание давал крепкое — быть взвешенным. Держать слово намерен. Кто пропустил интересное, милости прошу ознакомиться с вводными для дальнейшего анализа:

А был ли мальчик?

Так хочется спросить глыб отечественной историографии (исключительно по церковным источникам), очернивших имя одного митрополита, по имени Зосима. Его назначили в покровители «жидовствующим» еретикам. Очень долго ползал в поисках независимых источников. Результат оказался крайне неожиданным.

Митрополит Зосима, руководивший Русской православной церковью в 1490-1494 гг., — очень знаменит в среде историков. Он сформулировал основы общественно-политической концепции «Москва — Третий Рим». Потом его мысли окончательно оформил малоизвестный псковский старец Филолея. Или наоборот всё было, но не суть. Этот митрополит в истериках бился, толкая слабовольного Великого князя Московского Ивана III Васильевича на окончательный разрыв с Ордой, более агрессивную внешнюю политику. Но получил нелицеприятную оценку от коллег-современников, назначивших его «вторым Иудой».

«Обличители ереси жидовствующих», в первую очередь — преподобный Иосиф Волоцкий, особо с аргументацией не заморачивались. Просто говоря: митрополит был «скверным еретиком» и «злобесным волком». Основные источники таких эпохальный претензий: «Сказание о новоявившейся ереси» в «Просветителе» (главное богословское произведение, направленное против «ереси жидовствующих) и «Послание Нифонту от Иосифа Волоцкого».

Исследователи нашли несколько причин. Это личные проблемы вражды между митрополитом и Иосифом, идеологический спор в Православии, признаки покровительства митрополита «еретикам»… Придётся давать факты, суждения самостоятельно формируйте. Лично выскажусь в конце статьи.

Личная острая неприязнь, даже ненависть возникла у Зосимы с «первым инквизитором» Руси, архиепископом Новгородским Геннадием. Начало берёт в 1490 году, когда митрополит потребовал вторичного исповедания от новгородского владыки. Мотив понятен: ярый борец с «жидовствующими» был замечен в сношениях с литовской униатской митрополией. Чрезмерным увлечением всем «латинским» настораживал. Отсутствием церковной дисциплины в созыве первого Собора против еретиков. Кстати, Геннадия не пригласили туда. Просто зачитали его послание.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Иосиф Волоцкий в «Послании Нифонту» и «Просветителе» выдвигает против Зосимы лишь одно конкретное обвинение (в остальном ограничиваясь грязными ярлыками). Якобы митрополит отрицает загробную жизнь. Опаньки… приехали. Обвинение не имеет отношения к «жидовству», иудеи свято верили в загробную жизнь. Остальные обвинения носят общий и явно клеветнический характер. Запомним.

На самом деле, разногласия между Иосифом и Зосимой прошли по вопросу монастырских землевладений. Рукопись из Троицкого собрания «…Сия книга Зосимы митрополита всея Руси» имеет собственноручные пометки митрополита. Там очень любопытные выписки имеются. Зосима категорически выступает «против стяжаний».

В «молении за усопших» подчёркивает: спасение человека от «конечного воздаяния» заключено в нынешней жизни, а не в загробной. Размышляя «о правилах причащения», митрополит собирает несколько выписок. Которые прямо говорят: причащения недостойны сребролюбцы и «лукавые». Таких надобно отлучать от причащения и не впускать в церкви.

Есть подборка правил, касающихся «чистоты монашеской жизни». Подразумевается полное отлучение от мира, отказ от личного стяжания, иноки должны «жить от своего рукоделия». И вот оно, ключевое:

«Не подобает милостыня в монастырь давать село». А если клирик, подобные «лихвы истязуя» — «да извержется».
«Не подобает от неправды милостыня творити, Бога немилостива творят, но и раздражают, яко аще церкви или манастырю зидают от неправды, тожго подлежит вечному осуждении».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Именно на это правило в самый горячий разгар спора о монастырском владении селами ссылался Вассиан Патрикеев — яростный глава «нестяжателей». Итак, фиксируемся пока. Общее направление собственноручных выписок и пометок митрополита Зосимы: это идеализированная чистота церковной жизни, осуждение монастырских стяжаний, праведные дела. Оценку дадим позже. Для непонимающих, о чём идет речь, — справка:

Нестяжатели — стихийное монашеское движение в Православии. Появилось в конце XV века, как раз во времена митрополита Зосимы. Было серьёзной проблемой для церковных иерархов вплоть до первой половины XVI века. Ключевое разногласие — спор о монастырском землевладении. Нестяжатели считали это страшным грехом Церкви. Противостояли им «иосифляне» (по имени обличителя Зосимы — Иосифа Волоцкого).
Проблемы были глубже обычных имущественных вопросов. Споры разгорелись: как относиться к раскаявшимся грешникам, к поместным и обще-церковным «священным преданиям», кричащей пышности и дороговизне обрядов, замене внешней атрибутикой — истинного познания Бога. Противостояние закончилось победой «иосифлян», полностью оформив Православие в государственный институт феодального общества.
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

А судьи кто?

Главный обличитель ереси «жидовствующих» игумен Иосиф Волоцкий — личность противоречивая, если источники читать. Из мелкого боярского рода Литвы, 18 лет просидел в обители Пафнутия Боровского (Пафнутиев Боровский монастырь) — самом богатом центре православия калужских земель. Возглавив его, тут же рассорился с братией, которая привыкла к роскошной сытой жизни. Основал собственный Иосифо-Волоколамский монастырь, с самой жестокой аскезой Европы.

Одни превозносят Иосифа, характеризуют его деятельность святым подвижничеством, говоря о стойкости, несгибаемости. Для них содержание «Просветителя» — это догма антиеретическая. Документ, правдиво рассказавший события эпохи. Другие исследователи считают Волоцкого мракобесом, заклятым противник свободомыслия и диалога в Церкви. Он реакционер, инквизитор, убийца невинных и т.д. … А «Просветитель» — это сборник грязной клеветы против подкованных в богословии противников.

Ни одна характеристика не выдерживает критики. Тем более, не отражает сущность Иосифа Волоцкого, смысл написанных им произведений. Он был учеником преподобного Пафнутия Боровского. Первые сорок лет жизни в благочестии Иосифа не нужно сомневаться, наставник его был суровым игуменом. В двадцать лет принял монашеский постриг, в течение 15 лет ухаживал в обители за парализованным отцом (постригся в монахи по совету сына).

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

В заложенной им обители Иосиф установил просто драконовские порядки. Не было более строгих уставов в монастырях, не ищите даже. Многие монахи не выдерживали и месяца. У братии было общим всё: одежда, обувь, пища, питье; без благословения настоятеля брать вещи в келью не дозволялось. Кушали только сообща и скудно, носили дырявое, спали мало и урывками. Кроме обычного монашеского правила, инок отбивал тысячу поклонов в день. Обязательной была ежевечерняя исповедь.

Основное служение монашеское состояло в переписке богослужебных и свято-отеческих книг. Женщинам и детям вход в монастырь строго воспрещался, братия не имела права даже перемолвиться словечком с мирянами. Подчиняясь правилу, Иосиф отказал в свидании даже своей престарелой матери-инокине. Так что… нет оснований видеть в Иосифе личность порочную, способную на клевету. Тем более ради корысти. Личное мнение — Иосиф Волоцкий был фанатиком веры, далёким от любых интриг.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Проблемы понимания.

Но вопрос: а Иосиф Волоцкий был способен дать объективную характеристику явлению «жидовствующих»? С которым он не сталкивался лично, лишь многочисленные пасквили от Геннадия Новгородского читал. Что мог думать? Обнаружена влиятельная группа лиц, принадлежащих к церкви и великокняжескому двору. Они придерживаются таких… странных взглядов. Читают неизвестную «жидовскую литературу» (чаще всего — переводы с иврита Ветхого Завета с комментариями). В мистике богомерзкой по уши. В астрологии. Что за гранью понимания истового православного монаха.

Игумен Иосиф был кем угодно, только не человеком, способным на компромиссы. Тем более, проведя жизнь в монастырском затворничестве… где ему различать оттенки и полутона разгорающегося спора в Православии. Которое испытывало самый великий свой кризис. Оценки он давал, как жил: строго в черно-белой палитре. Назвал «жидовствующих» — отступниками от Веры, а не еретиками (большая разница, кстати).

Иосиф Волоцкий мог оперировать только теми понятиями, которые знал точно. Понимал безоговорочно. В церковном языке XV века фигурировали «жидовствующие», «месалиане» (богомилы), «стригольники». Всё. Не было «мыслителей прогрессивных», «гуманистов», «деятелей реформации». Садясь за свой «Просветитель», Иосиф выразил точку зрения исключительно в понятия, которые скопил за глухими стенами обители. Это мысли не ученого-теоретика. А принципиального борца-практика. Тем более, когда речь идёт об отрицании Троицы. Неравноценности Отца-Бога Сыну-Богу...

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Кто не принимает «святые предметы», считая их идолами? Отступники! Кто ненавидит иконы, впадая в византийскую ересь иконоборчества? Отступники! Кто отрицает иерархию Русской православной церкви, называя её погрязшей в грехах симонии? Отступники! Кто может отрицать институт монашеств, как не соответствующий евангельской традиции? Отступники! Кто не читает «Жития святых», критикует их, предпочитая переводную литературу иудейского происхождения и богомерзкие книжки по астрологии? Страшные отступники! Склоняющиеся в иудаизм, «жидовствующие». Вот вся логика Иосифа Волоцкого. Упрекнуть его не в чем.

Конец света!

Уже упоминал, что ересь «жидовствующих» происходила на фоне величайшей смуты в умах всего православного мира. В соответствии с принятым на Руси летоисчислением (Александрийская эра), 1492 год считался последним. Когда истекает седьмая тысяча лет от Сотворения мира. Приближался страшный срок, с ужасом ожидаемый каждым христианином. Наступало окончание всей человеческой истории, должен придти Спаситель «судить живых и мёртвых».

Самый показательный пример таких умонастроений отразился в панике, охватившей всю верхушку русской Церкви. Православный мир жил от «пасхалии» к «пасхалии». Это такие таблицы, которые называли даты Дня Воскресения в календарях. 1470 год … в них обозначен «началом царствования Антихриста», исчисление величайшего христианского праздника доводится только до 1491 года. Дальнейший расчёт был нецелесообразен, потому что 1493-ий наступить никак не мог. Абзац и Страшный Суд.

О составлении новой пасхалии, иерархи русской церкви озаботились лишь в конце 1491 года. Собрались в Москве, дрожа от ужаса, чтобы:

«написати пасхалию на осьмую тысящу лет...по преданию св. Отец, иже в Никеи Седмаго Собора».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Но так не решились это сделать. Только через год митрополит Зосима плюнул на разброд и шатания, самолично составил пасхалии на 20 лет вперед. То же самое проделали пермский епископ Филофей (на 19 лет) и «инквизитор» Геннадий Новгородский (аж на 70 лет).

Жизнь средневекового человека на Руси — это круговорот христианских праздников, щедро сдобренных языческими суевериями. Но под исход XV века его ожидает страшное явление, которое даже древние волхвы не могли придумать: Солнце застынет на небосводе. Время остановится. Определена точная дата. В этом свято убеждены все высшие церковные иерархи, самые авторитетные духовные лидеры, любой деревенский попик. В наступление последнего 1492 года верили архиепископ новгородский Геннадий и игумен Иосиф Волоцкий.

Следуя «Откровениям» от Иоанна, наступлению роковой даты предшествуют многочисленные знамения. Никоновская летопись в 1491 год просто перегружена ими. Тут и зловещая комета над Новгородом (9 января), грандиозное северное сияние (8 ноября), почти полное затмение солнца (8 мая) 1491 года. Вот уж барометр, так барометр. Восприятия людьми окружающей действительности. Ожидание надвигающихся великих событий.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

К знамениям отнесли сильные пожары. Горит Владимир, горит Углич... Словно забыли все, что на деревянной Руси полыхало всегда. Жарко и дотла. Но в 1491 году эти неприятности привлекают особое внимание летописцев, им даются символические значения.

Однако ходят по Руси совсем другие люди. Ухмыляющиеся и спокойные. Потом названные еретиками «жидовствующими». Они были уверены в обратном, никакого Конца Света в 1492 году не предвидится. Пользовались для аргументации… о, ужас — «Шестокрылом». Книжкой, по которой можно легко вычислять фазы Луны, даты предстоящих лунных затмений.

Это всего шесть древних «лунных таблиц», сведённых воедино в XIV веке итальянским евреем Иммануэлем бен Якобом. Расчёт лет в «Шестокрыле» вёлся в соответствии с иудейским летоисчислением, а не византийским, принятым на Руси. Разница в 1748 лет позволяла отодвинуть светопреставление на далекое четвертое тысячелетие от Рождества Христова.

Само собой, такое «спасение» было крайне притягательным для затрушенных верующих, считавшими недели до нелицеприятной беседы с Господом. Концепции «жидовствующих» кардинально противоречили учению Православия. Это могло заставить людей отказаться от Веры? Поверить после 1492 года (прошедшего спокойно) другим еретическим «прелестям»: отрицанию догмата троичности, иконопочитания, ошибочности суждений ортодоксов? Вполне. Потому что пройдено мощное психологическое потрясение.

25 марта 1492 года было обычным днём. Наступило и ... прошло. Миновала страшная дата, жизнь продолжилась. Мощнейший аргумент в пользу правильности учение еретиков. Откровенный позор зазывалам из церквей и храмов, которые за несколько лет проели все кишки своими речами душеспасительными. С призывами покаяться перед пришествием Иисуса Христа в судейской мантии.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Спасти репутацию!

Угадайте, какая литература наводнила Русь после отмены даты Страшного Суда? Правильный ответ: астрологического и гадательного характера. Это было прямой реакцией на системную ошибку Православной Церкви, севшей в лужу со своей небесной математикой. Всплеск небывалого интереса был отмечен в начале XVI века, особой популярностью стали пользоваться всё тот же «Шестокрыл» и научно-астрономический трактат «Космография».

Любой читающий человек стремился это почитать, получить разъяснения. Явление повальное стало маркером для «жидовствующих», которых через дюжину лет начнут истреблять. Сидящий за монастырской стеной Иосиф Волоцкий это понял в своей прямолинейной манере:

«по звёздам смотрят рождение и житие человеческая».

Интерес к будущему, попытки его точно узнать — вот прямая реакция образованной публики на разрешение эсхатологического кризиса конца XV века. «Вольнодумством» оказались охвачены все слои общества, вплоть до верхушки церкви и Великокняжеского двора. Но на счастье Православия, хронологически этот период выпал на жёсткое укрепление государственной власти.

Новгород сломлен, смуты в семье Великого князя задавлены железной лапой, татары с позором убрались с Угры, амбициозный хан Ахмат удавлен конкурентами, Польша с Литвой в поте лица отмахиваются от крымчаков. Идеи митрополита Зосимы, что «Москва — это Третий Рим» — становятся доминирующими. Роковой рубеж «1492» пройдён, Московия осталась на политической карте мира единственным православным (независимым!) государством. Пора за работу, ковать железо… пока не остыла крица.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Как повело себя Православие? Правильно, вцепилось в эту цивилизационную идею мёртвой хваткой. Концепция «Москва — Третий Рим» отражала притязания на византийское наследство. Произошло чудесное спасение, конец Света отодвинут на неопределенный срок, это ли не знак свыше! Отвалилась сама собой угроза внешнего завоевания, не состоялось второе пришествие Христа, идея централизации зазвучала набатным колоколом. Одна только проблема… еретики.

Выводы.

Они будут неожиданными для махрового атеиста и постоянного обличителя церковного мракобесия. Совершенно спокойно стану утверждать: «жидовствующих» следовало выдумать, даже если они отсутствовали. Как социальное явление. Но они были. С явными чертами реформационно-гуманистического движения. Позволить им взять верх над ортодоксами «греческой веры» в фактически единственной православной державе?

На это не мог пойти даже сверхосторожный Иван III Васильевич. Нещадно пинаемый супругой, византийской принцессой Софьей Палеолог за нерешительность. Турки взяли Царьград, привычный тысячелетний мир рухнул. Заключение Флорентийской унии показало: католики одержали безоговорочную победу. Разрушить духовные основы, культурный фундамент русского общества? Ну уж нет…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Тем более, расследование Геннадия Новгородского показало: это не обычная ересь. Как было всегда во времена «зрелого христианства» второго тысячелетия. Противники канонических церквей проявлялись спорадически и анклавами, регионально выползали из подполья. Чтобы опять быть туда загнанными. Ересь «жидовствующих» была другого рода. Она захватила за неполные три десятка лет почти всю «думающую Русь».

Имело место отступничество в иудаизм? Нет. Причём, категорическое «нет». Об этом говорит только «Просветитель». Остальной корпус летописной и прочей литературы, переписка частная и государственная — такой проблемы не знают. Но теологически Иосиф Волоцкий безошибочен: обнаружено исключительно иудаистическое влияние на веру русскую и православную.

Не имея книг Ветхого Завета на русском языке в обороте (даже в наличии), Православие крепко село в лужу. Оказавшись неготовым к богословскому диспуту в момент острого духовного кризиса. «Нестяжатели» и «иосифляне» недобро смотрели друг на друга через прорези.

Ошибка первых была системной: слишком живой интерес к иудейской литературе, мудрости, науке и мистике. Возросшие контакты с прямыми носителями этой культуры, сидящими во враждебной Литве. Это читается во всех источниках. С точки зрения государственника Средневековья — измена. Поэтому, перед смертью Иван III санкционирует «костры инквизиции» 1504 года. Понимает: пострадают многие невинные, даже святые люди. Но такова логика державника: снявши голову, по волосам не плачут.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Тем более… дыма без огня тоже не бывает, многих «жидовствующих» откровенно занесло. В полное паскудство осквернения святынь действием. Поэтому, православный актив горько вздохнул и отправился в лес. Заготавливать сухие осиновые колы и дрова. Тоже проиграл, кстати. Впервые в истории вынуждены были Отцы обращаться с криком: «Помогите!» — к светской власти. Эпоха православной теократии, талантливо расшатанная еще св. Дмитрием Донским, — полностью и бесповоротно рухнула.

Теперь нужно было жить по-новому. В жёсткой догматике «Третьего Рима», который суть Москва. Но это светская игрушка, в храмах и церквах её положено лишь идеологически обслуживать… Подконтрольной государству организации.

Продолжим небольшой цикл статей, посвящённый ереси «жидовствующих». С разоблачением которой на Руси повелась увлекательная забава — во всех грехах обвинять, сами понимаете, кого.-14