Здравствуйте товарищи-подписчики и гости канала! Некоторые из вас наверняка слышали о легендарной серии компьютерных игр S.T.A.L.K.E.R., которые покорили почти всё постсоветское пространство и в особенности Россию, у нас в эти игры играет и стар, и млад. И несмотря на то, что играм этой серии уже больше 10 лет, в них до сих пор играют, а народные умельцы делают модификации для этих игр. Не говоря уже о том, что в следующем году выйдет S.T.A.L.K.E.R. 2, который был отменен в начале 2010-ых. В этой статье мы поговорим с вами о моддинге игр серии S.T.A.L.K.E.R. и феномене "васянок", и немного порассуждаем на тему новейшей части сталкерской серии. ВНИМАНИЕ, ВСЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫЕ ЗДЕСЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ НАХОДЯТСЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ В ИНТЕРНЕТЕ. Итак, поехали.
Немного истории.
Игры серии S.T.A.L.K.E.R. были разработаны украинской студией GSC в промежутке с 2007-го по 2009-ый года. За это время было выпущено три части: Тень Чернобыля (ТЧ), чья разработка началась ещё в далёком 2002-ом году, Чистое Небо (ЧН), которое является приквелом Тени Чернобыля и Зов Припяти (ЗП), который, в свою очередь, является прямым продолжением первой части. В 2010-ом году разработчики анонсировали новую часть - S.T.A.L.K.E.R. 2, но вскоре проект был закрыт из-за роспуска команды разработчиков, что вызвало волну негодования среди фанатов серии. Однако в 2018 году данный проект был анонсирован вновь и ему дали новое название - S.T.A.L.K.E.R. 2 - Hearts of Chernobyl. Выход новой игры намечен на апрель 2022 года. Вот только фанаты по-разному отреагировали на это событие. Одни обрадовались, другие выражают сомнения. А народные умельцы ещё с конца 00-ых выпускают для игр серии S.T.A.L.K.E.R. различные модификации, которые вносят разнообразие в игровой процесс.
Сталкерский моддинг и моды-васянки.
Моддинг (модмейкерство или же модостроение) - процесс создания игровых модификации или, как их ещё называют "моды". Этот процесс обычно совершается при помощи специального программного обеспечения, которое предоставляют игрокам сами разработчики. Суть модов заключается в том, что они вносят в оригинальную игру разнообразие. Разработчики модов называются модмейкерами или же мододелами. Сами моды делятся на:
- Графические. Исходя из названия эти моды меняют оригинальную графику в игре.
- Сюжетные. Как уже понятно из названия, эти моды либо дополняют сюжет оригинала, либо убирают старый сюжет, заменяя его совершенно новым.
- Геймплейные. Моды этой категории добавляют к оригинальному игровому процессу новые возможности и/или новые игровые уровни.
- Глобальные. Эта категория получается путем слияния трёх вышеперечисленных. То есть, если вы видите перед собой мод, добавляющий в оригинальную игру новую графику, новый/дополненный сюжет, новые возможности игрового процесса и/или новые локации, то перед вами глобальный мод. Также известны случаи, когда модмейкеры создавали моды, которые радикально меняли не только игровой процесс, но и мир самой игры. Такие моды в итоге становятся самостоятельными играми, яркий пример - модификация Cry of Fear для игры Half-Life.
Так уж сложилось, что фанаты S.T.A.L.K.E.R.a создали великое множество самых разных модов. Особенно много модов было создано после отмены S.T.A.L.K.E.R. 2, в начале 10-ых. Самым первым сталкерским модом является модификация Новая война, которая вышла всего через два месяца (!) после релиза первой части в 2007 году. Далее пошли такие моды как История Прибоя, АМК, OGSM и Скрытая аномалия, уже ставшие платиновой классикой. Моды старой школы, как правило, добавляли лишь небольшие изменения в игру. Обычно это было восстановление вырезанных из оригинала мутантов и оружия, а также добавление мелких игровых фишек, вроде ремонта снаряжения, которого нет в обычной ТЧ (однако в последующих частях он присутствует и без модов), и возможность создания новых артефактов. Изредка выходили моды, которые меняли некоторые текстуры и добавляли новый сюжет. Со временем мододелы усовершенствовали свои навыки: в модах стали появляться абсолютно новые локации, предметы, группировки, оружие и тому подобное. Следовательно увеличились возможности создания более глобальных модов, где можно было объединить самые лучшие наработки народных умельцев, приправив их новым хорошим сюжетом или дополнив сюжет оригинала. Такие моды привлекали больше внимания, ибо позволяли совершенно по-новому взглянуть на любимую игру.
Но вместе с этим начали появляться и откровенно плохие моды. Причем существует особая категория плохих модов, которые в среде сталкерского сообщества называются "васянками". По поводу происхождения данного термина существует две теории. Одна теория гласит, что слово "васянка" было придумано в честь Васяна, который является отрицательным персонажем из фольклора сталкерского сообщества. Он олицетворяет собой темную сторону модмейкеров и разработчиков компьютерных игр. Другая же теория гласит, что данный термин произошел от названия одного известного в сталкерских кругах мода-васянки на ТЧ, который так и называется - "Народная солянка". Как правило моды-васянки принадлежат к категории глобальных модов. Изменения, которые привносят в оригинал такие модификации, на первый взгляд выглядят неплохо, но если запустить мод-васянку, то станет ясно, что перед нами совершенно бездарное произведение, добавляющее в оригинальную игру исключительно сомнительные изменения. Ещё одной особенностью васянок является то, что в отличие от настоящих трэшовых модов они пытаются быть серьезными. Главные признаки типичной сталкерской васянки (ниже приведены скриншоты васянок для наглядности, увы, в сети их довольно мало):
- Квесты, представляющие собой многоминутную беготню по локациям с целью искусственно увеличить прохождение сюжета. Сюда же относятся квесты из серии "поди туда не знаю куда" с какой-нибудь абстрактной неочевидной подсказкой. В вышеупомянутой Народной солянке были и более запущенные случаи; некоторые квесты вынуждают игрока искать сюжетные предметы... за пределами локации и таким образом созерцать "игровые швы" в виде недоделанных моделей зданий и "пропастей в никуда", которые при нормальном прохождении не видно. В той же Народной солянке есть и тайники, расположенные в крайне труднодоступных местах, куда без читов очень сложно добраться. Также в васянках обязательно присутствуют и просто странные квесты в духе "убей псевдособаку только при помощи ножа и без бронежилета".
- Новые модели каких-либо объектов, которые не вписываются в оригинальный сталкерский лор. Например, в одной модификации (увы, автор статьи не помнит её названия) был... обелиск некроморфов из игры Dead Space. Сюда же относятся современнейшие образцы оружия, которые не вписываются в аномальную зону отчуждения, хотя этим в какой-то мере страдают и оригинальные игры сталкерской франшизы. Ещё стоит упомянуть модели из других игр, которые в силу особенностей сталкерского лора и движка оригинала выглядят очень не к месту. И если модели оружия ещё можно как-то подогнать под сталкерский движок, то с моделями персонажей - беда. Так во многих сталкерских модах начала-середины 10-ых присутствуют, например, модели персонажей из игр Crysis, Fallout и Metro 2033, которые совершенно не вписываются в мир S.T.A.L.K.E.R.'a и в целом выглядят как "не родные". Но кого это останавливало?
- Отдельно стоит рассказать о женских персонажах, которых некоторые "умельцы" добавляют в свои сталкерские моды. Как уже сообщалось выше, ввиду особенностей движка модели персонажей из других игр, откуда модмейкеры и вытаскивают их для своих модов, в самой игре выглядят крайне нелепо. Да и с точки зрения лора они там ни к селу, ни к городу. Хотя бы потому, что оказавшуюся в полной опасностей аномальной ЧЗО женщину быстро "обработают" изголодавшиеся по женскому вниманию анархисты и бандиты. Поэтому, по логике игрового мира, женщина в Зоне либо погибнет, либо попадет в сексуальное рабство какой-либо группировки. А тут на те - целые группировки сильных и независимых сталкерш, чьи модели из-за игрового движка выглядят настолько угловатыми, что кровь из глаз бежит.
- Озвучка. Когда матерые прокурено-пропитые сталкеры начинают разговаривать голосами 13-летних школьников из шипящих микрофонов нормальные игроки ловят когнитивный диссонанс. Да и вытащенная из других игр озвучка тоже не очень радует.
- Оригинальные модели уникальных персонажей игр серии S.T.A.L.K.E.R., которые по воле левой пятки модмейкеров превращаются в "клонов" персонажей оригинала. Особенно досталось модели главного героя Зова Припяти - майору Дегтярёву, которого модмейкеры выдают за каких-нибудь Пашек-техников или Васей-скороходов.
- Гротескные характеры как новых, так и старых персонажей. Так в ещё одной известной васянке - Возвращение Шрама - торговец Сидорович из оригинальной ТЧ/ЧН превратился в карикатурного жлоба, что никак не вяжется с серьезной атмосферой, которую модмейкеры безуспешно пытались привнести в свой мод.
- Электронная танцевальная музыка в самых неожиданных местах и вырвиглазный дизайн главного меню игры, загрузочных экранов и интерфейса.
- "Умопомрачительные" сюжеты, повествующие об инопланетянах/призраках/параллельных мирах/путешествиях во времени/группировках разумных кровососов-маньяков-феминисток.
- Чрезмерная хардкорность, которую создатели васянок подают как реализм. Из-за неё прохождение мода-васянки сильно затягивается. Гибель от одной пули в руку, перманентный голод, низкая выносливость, быстрый износ снаряжения, дефицит денег и предметов первой необходимости, высокие цены у торговцев, убитое освещение, орды (!) крайне живучих и сильных (!!!) противников - это всё главные свойства васянок.
- Отыгрыш бытовухи, которая превращается в вышеупомянутую чрезмерную хардкорность. Например, возможность сохранения игры только возле костров или керосиновых ламп, которые зачастую потушены. А чтобы их зажечь нужны спички, которые в условиях типичной васянки добываются с большим трудом. И порой, для того чтобы зажечь костёр, понадобится десяток дефицитных коробков, причем в одном коробке содержится примерно... три спички. Или, как пример, заполнение магазинов патронами, что на практике превращается в лютую тягомотину.
- Защита файлов мода-васянки от рукастых игроков, которые могут изменить конфигурацию васяночного мода с целью упростить себе прохождение.
- И прочие странности, добавленные по прихоти горе-мододелов. Например, в моде NLC6 присутствует артефакт, который появляется в инвентаре игрока, который, в свою очередь, слишком часто занимается мародёрством. И это не шутки. Этот артефакт даёт дикие штрафы персонажу игрока и постепенно сжирает его здоровье, медленно убивая и без того хилого сталкера. Выкинуть этот артефакт нельзя. А избавиться от него можно только либо заплатив ну очень огромную сумму денег персонажу, который может убрать этот самый артефакт-паразит, либо подождать несколько дней, активно злоупотребляя аптечками. Только вот аптечек в том же NLC6 кот наплакал, а персонажи-целители находятся за тридевять земель и пока персонаж игрока дотопает до них, от него останутся лишь рожки да ножки.
И к сожалению подобных модов-васянок в сталкерском сообществе довольно много. И как уже говорилось выше, васянки всегда подаются как серьезные проекты, связанные с оригинальной трилогией. То же Возвращение Шрама не раз занимало Топ-10 лучших(!) сталкерских модов. Самыми нашумевшими васянками являются:
- Народная солянка и отпочковавшийся от неё Объединенный пак - 2 - поиски тайников за пределами локации, орды не убиваемых мутантов, 100500 ненужных нововведении сомнительного качества и "удивительные" сюжетные повороты - всё это Народная солянка.
- Возвращение Шрама - гротескный жлоб Сидорович, сталкеры с голосами школьников, васяночные квесты типа "найди восковую голову Сидоровича", угловатые сталкерши, электронная танцевальная музыка во время выполнения квестов и вырвиглазный дизайн - это оно, родимое. Кстати, недавно эта васянка получила полуремейк-полупродолжение.
- Золотой Шар или Приключение Жекана - типа нестандартный взгляд на сталкерскую вселенную, но получилось как всегда. Хотя в данном моде всё же есть неплохие идеи.
- Альтернатива - много локации и... много сомнительных нововведении. Угловатые сталкерши присутствуют.
- Тайные Тропы 2 - сталкерши, искусственно затянутые квесты и "деревянная" модель мутанта из Metro 2033.
- История Борова - мод о бандитах, разговаривающих голосами школьников и с пресным сюжетом. Вообще, как показывает практика, если название мода начинается со слова "история", то это в 95% случаев эталонная васянка.
- Ночь перед Рождеством - серия бессмысленных модов о праздновании сталкерами Нового года.
- Исполнитель желании - убитое освещение, непонятные текстуры и прочие странности.
- Серия модов Lost World - чрезмерный хардкор.
- Aliens Time - мод, превращающий оригинальную игру в некое подобие Call of Duty, только со сталкерами и... нацистами из Аненербе. Стоит ли говорить, что атмосферы оригинала там нет от слова "совсем"?
- Nature Winter - чрезмерный хардкор и не вписывающиеся в сталкерскую вселенную нововведения. Вообще все зимние моды на S.T.A.L.K.E.R. представляют собой васянки, ибо из-за особенностей сталкерского движка зима в аномальной ЧЗО представляет собой тот ещё трэш в плане графики, по сравнению с которым даже графика старых игр 90-ых выглядит симпатичнее.
- Reborn Doppelganger - дикий трэш про двойников и призраков, подаваемый на полном серьёзе.
- NLC7 и его предшественник NLC6 - оба мода прославились своим чрезмерным хардкором, из-за чего игрок вынужден постоянно планировать свои действия.
Парад сектантов из группировки Монолит в Объединенном паке - 2. Просто без комментариев.
Но неужели на игры серии S.T.A.L.K.E.R. нет хороших модов? - спросите вы. Отвечаю - они есть! Просто их нужно уметь искать. Я дал вам основные признаки васянок, так что смело пользуетесь ими. От себя могу лишь посоветовать следующие моды:
- Путь во мгле.
- Долина шорохов.
- Скрытая аномалия (для любителей той самой классики).
- Пространственная аномалия (с натяжкой).
- Lost Alpha (тоже с натяжкой).
- Oblivion Lost Remake (для любителей ранних билдов ТЧ).
- Сборка Absolute Nature 4 и AtmosFear 3 для Зова Припяти, которая просто добавляет в игру новые модели деревьев, травы и улучшенные погодные явления. Можно установить с модом Gunslinger, который заменяет старые модели оружия на новые + добавляет новые образцы огнестрела, коих нет в оригинале.
- Call of Chernobyl (для любителей фриплея и игр-песочниц). На этот же мод вышло огромное количество сборок, хороших и не очень.
- Misery (для любителей умеренного хардкора и ветеранов ЗП).
- Dead Air (для любителей чуть более тяжелого хардкора).
Играйте только в качественные моды.
Размышления о S.T.A.L.K.E.R. 2 - Hearts of Chernobyl.
Автор этой статьи выражает сомнения по поводу S.T.A.L.K.E.R. 2 - Hearts of Chernobyl. Есть все основания полагать, что в новой игре будет политическая русофобская повесточка. Глава GSC - Сергей Григорович - является политическим активистом, который в 2014-ом году поддержал Майдан. Однако, несмотря на это, в 2016-ом году его всё же пригласили на IT-форум в Санкт-Петербурге. На что Григорович помпезно ответил в своем Фейсбуке, что он гражданин Украины, что сейчас Украина воюет с Россией и в связи с этим приглашение на IT-форум для него то же самое, что и приглашение на форум промышленников в Мюнхене в 1941-ом году.
Особенно умиляют его строки о коллаборационизме, который в нынешнем мире, по его словам, является нормой, но сам Григорович придерживается консервативных взглядов, то есть не поддерживает данное явление. Это что же, Григорович имеет наглость не восхищаться укронацистом Степаном Бандерой - пособником германских нацистов и нынешним национальным героем Украины? Непонятно... А ещё ярые борцы за "нэзалэжность" Украины из GSC ещё в первом трейлере S.T.A.L.K.E.R. 2 "метнули камень в огород клятых оккупантов", приведя в самом трейлере скрытую "пасхалку" в виде "антирусского" стиха Тараса Шевченко.
Но как бы там ни было, в июне 2021 года неожиданно случилась... "зрада"! GSC выкатили на игровую выставку Е3 новый, геймплейный, трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2, который, как внезапно выяснилось, был озвучен не на расово верном украинском языке, и даже не на английском, а на "оккупационном" русском, который, между прочим, официально запрещен в/на Украине. И за это Григорович получил по башке от "горячих" укронацистов, которых он когда-то поддержал. Преисполненные фрустрацией бандеровцы принялись строчить гневные посты в своих твиттерах и фейсбуках о том, что теперь из-за нового трейлера S.T.A.L.K.E.R. 2 - Hearts of Chernobyl называют "российским" шутером и, следовательно, устроили травлю Григоровичу, а заодно совершили великое множество виртуальных нападок на российских фанатов S.T.A.L.K.E.R.'a, досталось даже западным. Самое забавное заключается ещё и в том, что укронацисты предъявили претензии к английскому названию игры, в котором английское же слово "Chernobyl" пишется через "e", а не через "o", то есть, они орут о том, что правильно писать "Chornobyl". По этому поводу "гарные хлопци" даже запустили в Твиттере специальный хэштег. К слову, правительство "нэзалэжной" в 2018 году устроило целую кампанию, в которой они требовали у своих американских покровителей, чтобы английское название "Kiev" все писали как "Kyiv". Видимо в/на Украине нет других проблем, кружевных труселей с печеньками всем хватает... Со S.T.A.L.K.E.R. 2 та же песня. Укронацистов не интересует игровой процесс, графика и прочее, им главное как правильно писать слово "Chernobyl". При том, что название самой первой части - "Shadow of Chernobyl" - их как-то устраивало на протяжении многих лет...
Но вернемся к русской озвучке игрового трейлера. GSC приняли довольно-таки прагматичное решение. Дело в том, что несмотря на укронацистские майданы, в России всё равно много фанатов S.T.A.L.K.E.R.'a, ещё больше чем в/на Украине. Игры данной серии у нас ценят за более-менее адекватную атмосферу постсоветского пространства и аполитичность. На Западе игры серии S.T.A.L.K.E.R. не пользуются большей популярностью, у них там своих фаллаутов с ластофасами хватает и свою известность игры про аномальную ЧЗО получили там лишь благодаря фразе бандитов "а ну, чики-брики и в дамки!", которая превратилась в мем. Следовательно, российский рынок для нового S.T.A.L.K.E.R.'а является ключевым, поэтому "прогрессивные и толерантные цэевропейци" будут вынуждены продавать новую игру "клятым финно-монголам", чтобы заработать деньги, которые "свидомые громодяны" потратят на свои нужды. Вот почему новый трейлер второго S.T.A.L.K.E.R.'а вышел на русском языке. Как говорил ныне покойный Аркадии Давидович:
"Да дело не в этом, бизнес превыше, там, любишь-не любишь, и так далее...".
Хотя есть мнение, что деньги, полученные с продаж S.T.A.L.K.E.R. 2, пойдут на поддержку неонацистских боевиков из АТО.
А вот и сам трейлер. Графика выглядит довольно-таки неплохо, но её вполне могут "порезать" к релизу.
А на сегодня всё. Всем добра.
#s.t.a.l.k.e.r. 2 #s.t.a.l.k.e.r. #gsc #gsc game world #сталкер #сталкер 2 #григорович #компьютерные игры #моды для игр #моды на сталкер