«От величия он пал к высокомерию, а от него — к презрению ко всем, кроме самого себя, и стал духом расточительным и безжалостным. Начал он с жажды Света, но когда не смог завладеть им единолично, низвергся сквозь огонь и ярость во Тьму. И тьмою пользовался он более всего в своих лиходейских трудах на Арде, и наполнил ее страхом для всех живущих.»
Мэлькор был не просто местным, земным злодеем, и не Ангелом-Хранителем Земли, сбившимся с пути истинного, - он был Духом Зла, восставшим еще до сотворения Эа. Он не был абсолютным злом, Дж. Р. Р. Толкин писал, что в его Легендариуме нет сущностей, что являлись бы злом изначально.
В Чертогах Безвременья, когда зазвучала великая тема Илуватара, Мэлькор привлёк на свою сторону меньших духов и довёл их в дальнейшем до восстания против Эру. Обратив во зло их страх перед Единым, что те в последствии стали смотреть на Мэлькора как на своего вождя, спасителя и защитника, и в конце концов оказывались слишком запуганы, чтобы вернуться под руку Эру, надеясь на успех восстания.
Бунт Мэлькора сотворенной свободной воли предшествует сотворению Мира (Эа); и Эа содержит в себе привнесенные через вторичное творчество зло, бунты, диссонирующие элементы своей собственной природы, когда прозвучало «Да будет так». После сотворения песней Айнур Эа, Эру Илуватар позволил тем из числа Айнур, кто этого пожелает, войти в мир, и теперь вошедшие в Эа должны были оставаться в нём до Конца, будучи вовлечены во Время, в последовательность событий, её составляющую. И тогда Эру Илуватар Мэлькору сказал:
«Нет темы, истоки коей не лежали бы во мне, равно как никто не может изменить музыки мне назло. Ибо тот, кто попытается сделать это, окажется лишь моим инструментом в создании вещей более дивных, чем он сам мог бы представить себе.»
Войдя в Эа, Мэлькор продолжил быть бунтовщиком, он стал оспаривать королевство Арда у Манвэ, стремясь стать его королём, и в конце концов иметь полную неоспоримую власть над всей Эа. Это привело к противостоянию всех существовавших остальных обитателей Арды с другой волей и разумом. Мэлькора раздражал сам факт существования подобных существ, он хотел общаться с ними только лишь через силу и страх. Его конечной целью было уничтожение всех остальных. Даже если это ему не удалось, он продолжал бы буйствовать, пока не низвел бы все до состояния бесформенного Хаоса. Но даже это было бы для него проигрышем, ведь этот Хаос существовал бы независимо от его разума и был бы потенциальным Миром.
Целью Мэлькора было стать Владыкой над своими творениями, тем самым нарушая высший запрет на создание иных «разумных» творений, подобных эльфам и людям. И надо сказать, что в своих попытках он преуспел, существа, которых он исказил, по меньшей мере были реальными физическими сущностями в физическом мире, какими бы исчадиями зла они ни оказались бы, пусть даже «пародирующими» Детей Господа. Несомненно, именно поэтому Моргот полностью преуспел с людьми, а с эльфами - лишь отчасти (ибо, как народ, они остались "непадшими"). Его власть была в материи и через материю. А фэа людей от природы хуже управляли своими хроа, чем фэа эльфов. Конечно, отдельных эльфов можно было cклонить к мелкому "мелькоризму": желанию хозяйничать в Арде по своей воле, делать все по-своему, что иногда приводило даже к восстанию против опеки Валар; но никто из эльфов не был слугой и союзником Мэлькора, и никто не отрицал существования и верховного владычества Эру. Но так как Мэлькор не мог создавать живых существ с независимой волей, он владел огромной силой совращения и искажения тех, кто пришел под его власть. Он мог подчинять разумы, включая эльфов и людей, силой, страхом, обманом или внешним величием, но не мог полностью исказить никакую работу Эру.
Его власть над материей была воистину велика. Вся Арда (а возможно, и многие другие части Эа) была отравлена им и содержала частичку его могущества. Материя тем не менее осталась "Творением Эру" и, в целом, благом. Она даже способна к самоисцелению, если ей не мешают. Попытка Мэлькора стать владыкой всей Эа, в особенности Арды, и изменить замыслы Эру (которым следовали верные Валар) породила зло, или стремление уклониться от изначального замысла, во всей физической материи Арды. Он единственный из Великих Валар стал в конце привязан к телесной форме; но это произошло из-за того, что он использовал её для превращения во Владыку Воплощенных, и великого зла, содеянного им в видимой форме. По мере того, как росла его ненависть, и он вкладывал себя в ложь и воплощения своей злобы, его мощь уходила в них и рассеивалась, а он становился все более слабым существом и стал боялся покидать свои темные твердыни. И в конце, сам по себе и без из поддержки, стал слабым существом, поглощенным ненавистью и неспособным восстановить свое прежнее состояние, каким он был до падения. Даже своей видимой формой он уже не мог управлять, и не мог уже скрывать свое уродство, что показывало зло его разума.
Пожалуй, стоит опустить подробности поражения Мэлькора/Моргота в войнах с Валар, помещения его за Врата Ночи, а статью подвести к концу.
Некоторые считают, что хотя зло Мэлькора можно смягчить, его нельзя уничтожить, даже если бы тот раскаялся; так как сила покинула его и больше не была под контролем его воли. Арда была искажена в самой своей сути. Семена, посеянные его рукой, взойдут и умножаться, хотя сама рука уже удалена. Арда могла быть освобождена и исцелена только после физической битвы с Морготом и его окончательного поражения, лишь с вмешательством Эру, но возможным результатом такой битвы будет полное разрушение всей Арды Искажённой и дальнейшее превращение оной в Арду Исцелённую.
Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!