Я читал рассказы Андрея Мили два года назад на милом и забавном сайте «Мракопедия», есть у него целый мрачный цикл о населённом пункте под названием Чумовка. С этих «чумовских» историй и начал, а потом как-то наткнулся на историю под названием «Забытые – не значит исчезнувшие».
Автор сам признаётся, что на написание сего небольшого произведения его вдохновила «Крикса» Льва Прозорова. Ну а так как вчера мы толковали как раз о «Криксе», то сегодня будет вполне логично и последовательно поговорить о «Забытые – не значит исчезнувшие».
Сначала небольшая мифологическая справка: ночница – это славянский зловредный дух женского пола, по отношению к людям – враждебный, нападает на засыпающих детей, вызывая бессонницу.
Обозреваемый рассказ про ночницу.
Спасаясь от губительного для неё солнечного света, она залетает в городскую квартиру и застаёт там маленького ребёнка Егорку. Его мать – усталая, измученная жизнью Наталья, проживающая вместе со своей родительницей бабой Настей и сыном. Нас вкратце знакомят с драмой: от Натальи ушёл её молодой человек Олег (отсылка к «Криксе» – там терзаемого нежитью малыша звали Олегом?), так и не узнав, что стал папой; ушёл, обрубив все возможности с ним связаться. Однако Олег вовсе не упорхнул к другой – он покинул возлюбленную, распознав у самого себя первые признаки наследственной болезни Крейтцфельдта-Якоба (смерть наступает в ста процентах случаев), и умер с её именем на устах.
Ночница мучает Егорку: сначала щипает, потом начинает харчить. Механика процесса, по автору, такова: сначала нежить даёт дитяти свою грудь, и ребёнок пьёт из неё сладкую отраву, после которой есть ничего более не желает. От такого угощения уже у самого дитяти на груди выступают капельки некого «сока» – им и питается ночница.
Параллельно нам рассказывают о том, что во времена Руси языческой мудрые волхвы объявили глобальный поход против ночниц и сильно испортили нежитям их существование, существенно ограничив в возможностях. Однако грянуло крещение, с минуты, когда голова последнего из волхвов слетела с плеч, минуло целое тысячелетие, и их защитные чары, в конце концов, развеялись.
Ночница понимает это, поглощая жизненные силы Егорки, и потирает руки – скоро она сможет воплотиться и потешиться с половозрелыми мужчинами.
Наталья вызывает врача, тот обнаруживает синяки и следы от укусов на груди ребёнка, делает вывод о насилии на половой почве, намеревается сообщить в опеку, но... внезапно умирает на пороге больницы. «Вскрытие не показало никаких патологических изменений в организме, – констатирует автор и добавляет: – "Синдром внезапной смерти" – эти три слова то и дело срывались в тот день с губ родных и близких Анатолия Семёновича. Ведь никто из них не знал о "навьей косточке"».
Касательно последней в сносках поясняется следующее: «Согласно некоторым поверьям славян, причиной любой смерти являлась "навья косточка"».
Ночница истощает Егорку до смерти, у бабы Насти случается сердечный приступ (опять «навья косточка»!), а Наталья сходит с ума. Соседка, услышав её крик, вызывает полицию (бдительная какая!), и приехавшие сотрудники лихо ломают дверь (ага, стал бы обычный наряд так быстро и просто её ломать – да ни в жизнь). Зачем-то нам сообщают имя и фамилию одного из полицейских и то обстоятельство, что сей выезд у него – «дебютный» (цитата), совершенно лишняя информация, поскольку все функции сего персонажа сводятся к тому, чтобы сгустить краски: он очень шибко испужался и долго будет мучиться кошмарами, увидев, как женщина качает на руках трупик ребёнка и пытается кормить его грудью.
Наталью отправляют на принудительное лечение в психиатрическом стационаре, где ей уготована гибель от экспериментального лекарства.
А ночница по прошествии трёх лет отращивает себе привлекательное молодое тело, делается роковой красоткой и устраивается на работу в «один из крупнейших роддомов Москвы», вскружив на собеседовании голову главврачу.
Вердикт
Первое, что мне хочется отметить, у автора в рамках обозреваемого рассказа ещё не выработался должный литературный язык. Андрей Миля – не профессиональный писатель, а сочинитель интернетных страшилок (и я пишу это отнюдь не в пренебрежительном ключе). Произведение написано как-то плоско (лично по мне). Идея не то чтобы оригинальна, но меня заинтересовала, однако реализация подкачала. Тем не менее автор старался, нахватался даже верхушек в области славянской мифологии, и мне хотелось бы ему польстить, да не буду.
Моя оценка – два балла из пяти, «неудовлетворительно» (тут я подчеркну, что могу поставить и ноль, и единицу).