Мы говорили не раз, что в детском фольклоре репертуар разнообразных устойчивых речевых формул необычайно широк. Многие из нас помнят, что принято говорить в случае, если:
1) кого-то обзывают:
На горе стоишь - сам на себя говоришь;
2) кого-то ударили:
А мне не больно - курица довольна;
3) кто-то занял чье-то посадочное место на скамейке:
Курица встала - место потеряла. (Кстати, интересно, почему так часто в детском фольклоре встречается курица). Или грубее: Ж... поднял - место потерял;
4) кто-то жадничает:
Жадина-говядина, ж...-шоколадина (традиционный вариант для Башкирии);
5) кто-то ест какое-либо лакомство:
Сорок восемь - половину просим.
И так далее. Когда-нибудь я составлю словарь с перечнем ситуаций и соответствующих речевых формул. Их популярность объясняется тем, что именно такие клише являются эффективным средством разрешения конфликтов и вообще одобряемым способом речевого поведения, частью детского речевого этикета. Именно устойчивые формулы, как писал известный исследователь детского фольклора В.В. Головин, имеют в детской среде "обязательную силу".
Я долго думал, есть ли еще где-то, кроме детской субкультуры, подобный подробнейший репертуар формул на все случаи жизни.
Первое, о чем я подумал, - это (около)криминальная субкультура. И наткнулся на замечательную статью Г.А. Левинтона, где он высказал мысль о продуктивности сравнения этих двух субкультур.
См. об этом: Что общего между уголовной и детской субкультурами?
Второе - это традиционная народная культура. Есть замечательный словарь "Славянские древности" в 5 томах под редакцией Н.И. Толстого, о котором мы не раз уже говорили, - в нем собрано множество образцов народных выражений (не все из них приличные), некоторые из них мы цитировали в других публикациях.
Е.Н. Свалова и И.А. Подюков составили очень интересный словарь "К пиру едется, а к слову молвится. Народная паремика Пермского края", где можно найти большое количество присловий, прибауток и т.п., приуроченных к самым разным ситуациям.
Алексей Сидоренко