Найти тему
Бумажные комиксы

«Death Note» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: «Black Edition. III»

Уже не раз было мною сказано, что Цугуми Ооба, вместе со своим напарником Такэси Обатой работающий как над фантастическо-детективной «Тетрадью смерти», так и над реалистично-производственным «Бакуманом», – большой мастер сюжетосложения. Придумать классный зачин и провести его первый десяток глав – искусство, подвластное многим; но то, что делает Ооба, – это уже какое-то волшебство. Что в очередной раз безусловно доказывает третий том «Death Note. Black Edition», в котором авторы приготовили читателям немало сюрпризов, буквально переформатировав повествование и выведя на первый план детективную линию.

Цветной разворот манги Цугуми Ообы и Такэси Обаты «Death Note. Black Edition. Книга 3» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Цветной разворот манги Цугуми Ообы и Такэси Обаты «Death Note. Black Edition. Книга 3» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

* * * * *

«Бумажные комиксы» немножко побудут в отпуске)) Но чтоб не лишать любимых подписчиков текстов – предлагаю вспомнить драгоценные архивные материалы! Данный текст – про третий том переизданной «Тетради смерти» – был впервые опубликован в апреле 2018 года.

* * * * *

Казалось бы, всё уже предельно ясно: «L пришёл к выводу, что Лайт Ягами – это Кира, а Миса Аманэ – второй Кира», – можно расходиться. Но нет! Уже в конце прошлого тома от своей силы отказалась пленённая девушка, а сейчас Бога смерти прогоняет и томящийся в камере антигерой. Как результат: оба ничего не помнят о собственных же злодеяниях (дискуссии насчёт «полезности» Киры по-прежнему ведутся), и Лайт уже с чистым сердцем подключается к расследованию Рюдзаки, из относительно отрицательного персонажа превращаясь в фигуру, пока не определившуюся со своим статусом (но скорее положительную).

Может, он использует смерти преступников как прикрытие, а на самом деле убивает людей исключительно ради собственной выгоды...
А что, если бы я обладал силой убивать людей, зная их имена и лица? Решил бы я наказать всех злодеев? {...} Нет, быть Кирой я не могу.
Надо отбросить в сторону лишние мысли и сосредоточиться исключительно на поимке Киры.

При этом у самого известного детектива в мире сомнений в своей былой правоте нет никаких; нюанс в том, что убийства продолжаются и сейчас, когда основные подозреваемые к ним уже вроде бы никак не причастны...

* «Ты считаешь, я пытаюсь поймать поддельного Киру, чтобы затем стать настоящим Кирой? Этим серийным убийцей? Неужели я похож на такого человека?» – «Да, именно так я и думаю. Слово в слово».
* «Вполне возможно, нынешний Кира вовсе не тот человек, который раньше карал преступников».
* «Чтобы поймать Киру, нам нужно прежде всего доказать, что он существует».
Разворот манги Цугуми Ообы и Такэси Обаты «Death Note. Black Edition. Книга 3» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот манги Цугуми Ообы и Такэси Обаты «Death Note. Black Edition. Книга 3» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

И в этом – ключевой поворот новой книги по-своему феноменального цикла. Если раньше «Тетрадь смерти» без тени иронии можно было сравнивать с произведениями Достоевского (сопоставив моральный выбор и последующие страдания условного японского Раскольникова), то сейчас автор переключается преимущественно на жанровый регистр – предлагая нам детектив иного рода. Здесь мы уже не знаем, кто вносит имена жертв в доставшуюся ему тетрадь – хотя и видим тех, кто выносит смертные приговоры.

Выбирать преступника нам позволено из числа восьмерых высокопоставленных менеджеров корпорации «Ёцуба», которые раз в неделю собираются за круглым столом на секретные совещания. Ставя своей основной задачей превращение «Ёцубы» «в самую могущественную корпорацию в мире», они «просто выдвигают предположения, чья смерть могла бы быть на руку нашей компании», выводя на обсуждение ужасающий в своей прямоте вопрос: «И кто же будет убит следующим?».

Понимая, что «кто-то из нашей восьмёрки и есть Кира»«Круче убийцы, чем Кира, нам не найти... Можно даже не искать»), они с его помощью планомерно устраняют тех людей, кто «явно мешает деятельности концерна», добиваясь тем самым того, чтобы курсы их акций стабильно росли, а курсы конкурентов – плачевным образом падали.

При этом новому убийце «выгодно, чтобы все решили, будто Кира начал разбираться с коррупцией среди политической и деловой элиты»: тем самым он умудряется обесточить по-прежнему разыскивающую его полицию.

– Правительство оказывает давление на полицию?.. {...} Всё-таки это странно. Есть уйма коррумпированных политиков, которые могут стать жертвами Киры! В их же интересах остановить Киру, причём как можно быстрее!
– Дело в том, что Кира пообещал не трогать политиков, если полиция прекратит расследование. {...} И поэтому... Он весьма важен для верховной власти. {...} Сейчас Кира сотрудничает с правительством. {...} Некоторые даже поговаривают, что Кира - это сильнейшее оружие Японии.

Руководитель департамента материального планирования или департамента продаж? Глава отдела рекламы и планирования или отдела персонала?.. Кто же из них?.. Кто из них больше прочих «хочет богатства, подкреплённого социальным статусом»?..

Разворот манги Цугуми Ообы и Такэси Обаты «Death Note. Black Edition. Книга 3» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Разворот манги Цугуми Ообы и Такэси Обаты «Death Note. Black Edition. Книга 3» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Вместе с тем «Тетрадь смерти» пополняется новыми героями: к команде Рюдзаки присоединяются мошенник-ас Айбер и профессиональный взломщик Уэди («Считайте их профессионалами преступного мира»), тогда как представители «Ёцубы» нанимают для поиска L следующего за ним в рейтинге детективов Эральда Койла («Моральная сторона задания его не волнует, главное для него – это деньги»).

Немало здесь и мощных душераздирающих сцен. Например, Ягами-старший вызывается казнить любимого сына («Лайт, теперь мы оба убийцы. Встретимся в аду!»), а Мацуда, решив внести свой вклад в раскрытие дела, оказывается на волосок от гибели – и приходится его срочно «убить», чтобы спасти. Кульминационный финал – тщательно продуманная ловушка в прямом телеэфире («Он наверняка поверит в грозящую ему опасность»), выливающаяся в смертельную экшен-погоню за Кирой – в том числе и на вертолётах.

И обещаю... Я принесу в полицию голову Киры. Как сувенир.

Традиционные «правила», то ли завершающие, то ли открывающие каждую главу, пополнены здесь новым перечнем:

– Над людьми, чей возраст превысил 124 года, тетрадь смерти не властна.
– Над людьми, которым осталось жить менее 12 минут (согласно людскому времяисчислению), тетрадь смерти не властна.
– Страницы в тетради смерти никогда не заканчиваются.

Однако главные герои (в том числе и всё позабывшие) ещё далеки от понимания сути происходящего: правильные догадки есть, в том числе и про существование богов смерти, но веры в то, что убивать можно так легко, им пока что недостаёт: «Нет! Он просто записал имя в тетрадь и теперь уходит. Он что, не собирается его убивать?»

Обложка манги Цугуми Ообы и Такэси Обаты «Death Note. Black Edition. Книга 3» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»
Обложка манги Цугуми Ообы и Такэси Обаты «Death Note. Black Edition. Книга 3» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Подытожим. Третья книга «Death Note. Black Edition» на самом высоком уровне развивает повествование, предлагая читателям совершенно неожиданные порой сюжетные повороты, переворачивая образы некоторых героев, что называется, с ног на голову, и придавая действию максимальную амплитуду. И там, где мы уже ждём, казалось бы, точку, авторы неизменно ставят выразительное многоточие (вообще, самый популярный в манге и комиксах знак препинания), давая тем самым понять: впереди ещё будет много сюрпризов.